Информационные материалы по вопросу недобровольных мер лечебно-профилактического характера в отношении лиц, совершивших правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, как механизм профилактики повторных правонарушений
Подготовлены к заседанию ГД РФ 13.06.2017
Согласно современным представлениям наиболее эффективной считается алкогольная политика, основанная на сбалансированном применении мер профилактического, терапевтического, ограничительного и репрессивного характера – так называемая рестриктивная или сбалансированная модель [11].
Сбалансированная модель как алкогольной, так и антинаркотической политики принципиально отличается от модели репрессивной, рассматривающей злоупотребление алкоголем и наркотиками исключительно в социальном и морально-нравственном аспекте, и в соответствии с этим основанной только на мерах репрессивного противодействия [37, 39, 40], а также от модели либеральной, рассматривающей все наркологические расстройства исключительно с биологических позиций и ограничивающей все меры противодействия только лечебно-профилактическими мероприятиями [1-6, 21, 23]. Например, в Швеции в 1960-е годы в результате распространения либеральных подходов к лицам, злоупотребляющим алкоголем и наркотиками, были закрыты муниципальные органы по поддержанию трезвости, алкоголизм и наркомания были объявлены заболеваниями, дающими право человеку на больничный лист, а со временем – на преждевременное получение пенсии в полном объеме [23, 38].
Сбалансированная модель алкогольной и антинаркотической политики основана на том, что все наркологические расстройства относятся к биопсихосоциодуховным расстройствам, в развитии которых имеют значение не только биологические, но и многообразные социальные факторы [7, 20], роль которых на последовательных этапах формирования наркологических расстройств различная (так называемая синэргическая модель формирования зависимости по П.И. Сидорову, 2007) [24-25]. В соответствии с этим меры противодействия пагубному употреблению алкоголя и наркотиков должны носить комплексный характер и включать меры как ограничительно-репрессивного, так и лечебно-профилактического характера [9-10].
В Российской Федерации после антиалкогольной компании середины 1980-х годов, основанной исключительно на репрессивных мерах и мерах жесткого ограничения доступности алкоголя населению, наблюдался продолжительный период либерального отношения к лицам, злоупотребляющим алкоголем и больным алкоголизмом [14-15, 17, 35]: 1) были отменены все формы принудительного лечения больных алкоголизмом [30]; 2) состояние алкогольного опьянения было исключено в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) из перечня отягчающих вину обстоятельств (ст. 63 УК РФ); 3) решением Комитета конституционного надзора СССР от 25 октября 1990 года употребление алкоголя и наркотиков было приравнено к правам человека, который «ни перед кем не обязан отвечать за своё здоровье» [16].
В последние годы алкогольная политика Российской Федерации становится все более сбалансированной с паритетным развитием мер репрессивно-ограничительного и лечебно-профилактического характера [20].
В УК РФ внесены дополнения, согласно которым судья (суд), назначающий наказание, может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя (ч. 1.1 ст. 63 УК РФ) [31].
Введен комплекс мер, ограничивающих доступность алкоголя потребителю: ограничение продажи спиртного по времени суток, месту продажи и возрасту покупателя [28], снижение концентрации допустимого содержания алкоголя в биологических средах водителя транспортного средства, развитие системы различных форм профилактических медицинских осмотров, в том числе предрейсовых и послерейсовых [29], осуществляется плановое повышение акцизов на алкогольную продукцию.
Наряду с комплексом ограничительных мер стали все более широко развиваться мероприятия по формированию у населения культуры здорового образа жизни, к продвижению и реализации которых привлекаются все социально ориентированные ведомства.
Комплекс ограничительных мер в совокупности с уже имевшимися мерами репрессивного характера, предусмотренными УК РФ и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), а также развитие профилактических программ по формированию у населения здорового образа жизни позволили в последние годы достичь значительных успехов по снижению уровня потребления алкоголя населением и тяжести связанных с этим медицинских и социальных последствиий:
- снижение употребление алкоголя на душу населения – с 18 литров на человека в 2000-е годы до 13 литров в 2013 году [47];
- снижение «пьяной» преступности в ночное время как результат введенных ограничений продажи алкоголя в вечерне-ночное время суток [48];
- снижение зарегистрированной заболеваемости алкогольными расстройствами: по данным за 2013 г., в динамике по сравнению с 2010 г. отмечено снижение показателей заболеваемости синдромом зависимости от алкоголя среди детей в 2,4 раза, среди подростков – в 1,9 раза, среди взрослых – в 1,4 раза [18];
- уменьшение количества отравлений от спиртосодержащей продукции: по данным Роспотребнадзора, в 2013 г., по сравнению с 2012 г., снижение в целом по Российской Федерации в 1,1 раза (в том числе с летальным исходом – в 1,1 раза).
Однако, несмотря на достигнутые позитивные результаты, проблема злоупотребления алкоголем населением сохраняет свою социальную актуальность и остается одной из основных причин преждевременной смерти, снижения трудового потенциала страны, развития огромного числа так называемых неинфекционных заболеваний [22, 46], разрушенных семей, высокого уровня детской беспризорности и безнадзорности [19, 27, 41]. Достаточно высокой остается доля правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. По данным МВД России, за период с января по декабрь 2014 г. почти каждое третье преступление (29,9%) было совершено в состоянии алкогольного опьянения [26]. Сохраняется тенденция к росту данного показателя: за январь 2014 г. на преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, приходилось 27,5% среди общего массива правонарушений, что было на 28,4% выше аналогичного показателя за 2013 г. [49].
За 11 месяцев 2014 года на фоне снижения количества дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) со смертельным исходом на 11% увеличилось количество ДТП, совершённых пьяными водителями. При участии пьяных водителей за указанный период времени произошло около 14 400 аварий, при этом, по данным государственной инспекции по безопасности дорожного движения, виновными в авариях нередко признаются не только водители в состоянии алкогольного опьянения, но и пьяные пешеходы.
Клинико-социально-демографический анализ лиц, злоупотребляющих алкоголем и обеспечивающих в своей совокупности огромное число социальных проблем, показывает, что большинство из них, несмотря на предпринимаемые в отношении них меры ограничительно-репрессивного характера, продолжают злоупотреблять алкоголем:
- большинство задержанных сотрудниками правоохранительных органов «пьяных» водителей транспортных средств в прошлом уже привлекались за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения;
- 80% правонарушителей-рецидивистов имеют проблемы, связанные с употреблением алкоголя;
- большинство лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, в прошлом уже совершали преступления в состоянии алкогольного опьянения.
В отношении лиц, привлеченных к уголовной ответственности и страдающих алкоголизмом, российское законодательство предусматривает возможность применения мер лечебно-профилактического характера:
- В соответствии с частью 5 статьи 73 УК РФ на условно осужденных лиц суд может возложить «исполнение обязанности пройти курс лечения от алкоголизма.
- В соответствии с частью 3 статьи 18 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ), к осужденным, больным алкоголизмом, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение.
В отношении лиц, привлеченных к административной ответственности, никаких мер лечебно-профилактического воздействия КоАП не предусматривает. Но большая доля повторных административных правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, свидетельствует о том, что предусмотренные уголовным и административным законодательством меры наказания несоразмерны совершенному противоправному деянию и не обеспечивают достижения главной цели наказания – предупреждение совершения повторных правонарушений. Это свидетельствует о том, что ограничительно-репрессивных мер по предупреждению злоупотребления алкоголем и развития алкоголизма недостаточно. Необходимы меры лечебно-профилактического характера, направленные на прерывание биопсихосоциодуховного патологического процесса алкогольной болезни.
Вовлечение лиц с алкогольными расстройствами в лечебно-профилактические программы осложняется тем, что для всех наркологических заболеваний и для алкогольных расстройств в том числе типично развитие феномена анозогнозии – непринятия и отторжения факта наличия болезни и связанных с ней негативных медицинских и социальных последствий. Это является одной из основных причин низкой обращаемости лиц с алкогольными расстройствами за медицинской помощью, увеличивает латентность алкогольной патологии [8], обусловливает повторность совершения связанных с употреблением алкоголя уголовных и административных правонарушений, поддерживает асоциальный стереотип поведения лица с алкогольными расстройствами.
Во всех развитых странах уже много лет в комплексе мер по снижению уровня потребления алкоголя населением и связанных с этим медицинских и социальных последствий широко применяется система мер лечебно-профилактического характера в отношении лиц, совершивших уголовные и административные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения и (или) имеющих алкогольную зависимость [12-13, 34, 36, 42 ,45]. Эта система мер предполагает, наряду с установленным законом наказанием по данному составу уголовного или административного правонарушения, наложение судом осужденному обязанности пройти курс лечения по поводу алкоголизма при наличии у осужденного синдрома алкогольной зависимости или обязательный профилактический курс при отсутствии у осужденного алкоголизма [43, 44].
Подобная система мер лечебно-профилактического характера сформирована в Российской Федерации в отношении потребителей наркотиков, которые осуждены за некоторые составы уголовных и административных правонарушений: 1) статья 72.1 УК РФ, согласно которой суд при назначении основного наказания осужденному, признанному больным наркоманией, может возложить на него «обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию» [32]; 2) статья 82.1 УК РФ о возможности предоставления отсрочки от отбывания наказания осужденному к лишению свободы, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, предусмотренное частью 1 статьи 228, частью 1 статьи 231 и статьей 233 УК РФ, и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую и (или) социальную реабилитацию [33]; 3) пункт 2.1 статьи 4.1. КоАП, согласно которому «при назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача» [32]; 4) примечание к статье 6.9 КоАП, в соответствии с которым освобождаются от административной ответственности лица, совершившие правонарушения, предусмотренные статьей 6.9 и частью 3 статьи 20.20 КоАП, если они добровольно обратились в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Таким образом, в отношении осужденных, потребляющих наркотики и (или) страдающих наркоманией, законодателем создана система мер по вовлечению их в лечебно-профилактические мероприятия. В отношении осужденных с пагубным употреблением алкоголя и (или) страдающих алкогольной зависимостью аналогичной системы мер российским законодательством не предусмотрено.
Это ставит в неравное положение осужденных с наркологическими расстройствами вследствие употребления алкоголя и осужденных с наркологическими расстройствами вследствие употребления наркотических средств и психотропных веществ и нарушает принцип равенства перед законом, установленный статьей 1.4 КоАП. В частности, в соответствии с примечанием к статье 6.9 КоАП освобождаются от административной ответственности лица, совершившие правонарушения, предусмотренные частью 3 статьи 20.20 КоАП («потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах»), если они добровольно обратились в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. В то же время к лицам, привлеченным к административной ответственности за распитие алкогольных напитков в запрещённых законом местах в соответствии с частью 1 и 2 статьи 20.20 КоАП такая возможность законом не предусмотрена.
В связи с этим логичным является постановка вопроса о необходимости законодательного расширения комплекса мер, предусматривающих наделение суда полномочиями при назначении основного наказания лицам, совершившим правонарушение в состоянии алкогольного опьянения, возложения на них обязанности пройти диагностику и профилактические мероприятия, а при необходимости – лечение, медицинскую и социальную реабилитацию в связи с пагубным употреблением алкоголя и (или) алкогольной зависимостью. Для реализации этой цели предлагается рассмотреть вопрос о внесении следующих изменений и (или) дополнений в законодательные акты Российской Федерации (выделены курсивом):
- Часть 2 статьи 3.8 КоАП:
«Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет, за исключением срока лишения специального права в виде права управления транспортным средством, который может превышать максимальный период на время, необходимое для окончания срока профилактических мероприятий, лечения и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации от пагубного употребления алкоголя и (или) немедицинского употребления наркотиков и (или) наркомании и (или) алкоголизма».
- Пункт 2.1 статьи 4.1 КоАП:
«При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, а также лицу, совершившему административное правонарушение в состоянии алкогольного опьянения суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и (или) пагубным употреблением алкоголя и (или) наркоманией и (или) алкоголизмом. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
- Статья 6.9.1. Уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и (или) пагубного употребления алкоголя и (или) наркомании и (или) алкоголизма.
«Уклонение лицом от возложенной на него судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия и (или) лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и (или) пагубным употреблением алкоголя и (или) наркомании и (или) алкоголизма, –…».
Примечание. Лицо считается уклоняющимся от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и (или) пагубного употребления алкоголя и (или) наркомании и (или) алкоголизма, если оно не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача.
- В статью 29.10 КоАП добавить пункт 7 следующего содержания:
«При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, а также в отношении лица, совершившего административное правонарушение в состоянии алкогольного опьянения, судья возлагает на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия и (или) лечение и (или) медицинскую и (или) социальную в связи с пагубным употреблением алкоголя и (или) потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и (или) алкоголизмом и (или) наркоманией с указанием конкретной медицинской организации или организации социальной реабилитации.
- Статья 72.1 УК РФ. Назначение наказания лицу, признанному больным наркоманией и алкоголизмом:
- При назначении лицу, признанному больным наркоманией и (или) алкоголизмом, основного наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы суд может возложить на осужденного обязанность пройти лечение от наркомании и (или) алкоголизма и медицинскую и (или) социальную реабилитацию.
- Контроль за исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и (или) алкоголизма и медицинскую и (или) социальную реабилитацию осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией.
- Статья 82.1. Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией и (или) алкоголизмом:
- Осужденному к лишению свободы, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, предусмотренное частью 1 статьи 228, частью 1 статьи 231 и статьей 233 настоящего Кодекса, и (или) осужденному, признанному больным алкоголизмом, изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании и (или) алкоголизма, а также медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медицинской реабилитации, социальной реабилитации, но не более чем на пять лет.
- В случае, если осужденный, признанный больным наркоманией и (или) алкоголизмом, отбывание наказания которому отсрочено, отказался от прохождения курса лечения от наркомании и (или) алкоголизма, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклоняется от лечения после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденного, суд по представлению этого органа отменяет отсрочку отбывания наказания и направляет осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда.
- После прохождения курса лечения от наркомании и (или) алкоголизма, медицинской реабилитации, социальной реабилитации и при наличии объективно подтвержденной ремиссии, длительность которой после окончания лечения, медицинской реабилитации, социальной реабилитации составляет не менее двух лет, суд освобождает осужденного, признанного больным наркоманией и (или) алкоголизмом, от отбывания наказания или оставшейся части наказания.
- …
- В случае, если в период отсрочки отбывания наказания осужденный, признанный больным наркоманией и (или) алкоголизмом, совершил новое преступление, суд отменяет отсрочку отбывания наказания, назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 настоящего Кодекса, и направляет осужденного в место, назначенное в соответствии с приговором суда.
Данные законодательные меры позволят вовлекать в лечебно-профилактические мероприятия всех правонарушителей, которые совершили уголовные и административные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения. Это может быть рассмотрено, как эффективная мера профилактики совершения повторных правонарушений аналогичного типа и направлено на повышение эффективности государственной системы мер по снижению уровня потребления алкоголя и предупреждению связанных с этим уголовных и административных правонарушений.
Список литературы:
- Борьба с незаконным распространением наркотиков в странах Западной Европы // Проблемы преступности в капиталистических странах. – М., 1986. – № 3. – С. 20-23.
- Борьба с распространением наркотиков в США // Борьба с преступностью за рубежом. – М., 1992. – № 4. – С. 10.
- Борьба полиции и таможни Великобритании с нелегальным ввозом наркотиков // Проблемы преступности в капиталистических странах. – М., 1986. – № 3. – С. 37-38.
- Борьба с наркоманией по уголовному законодательству США, Великобритании, Франции, ФРГ. // Законодательство рубежных стран. Обзорная информация. – М., 1989. – № 1.
- Генеральная стратегия департамента по борьбе с распространением наркотиков (США) // Борьба с преступностью за рубежом. – М., 1994. – № 1. – С. 12-25.
- Гиленсен В.М. Система федеральных полицейских органов США, осуществляющих борьбу с наркоманией. – М., 1983.
- Гофман А.Г. Клиническая наркология. – М., 2003. – 214 с.
- Демина М.В., Чирко В.В. Очерки клинической наркологии: Наркомании и токсикомании: Клиника, течение, терапия: Медпрактика. – М., 2002. – 240 с.
- Дмитриева Т.Б., Игонин А.Л., Клименко Т.В. и соавт. Наркотическое и алкогольное опьянение: лечебно-диагностический и судебно-психиатрический аспекты. Пособие для врачей. – М., 1998. – 176 с.
- Дмитриева Т.Б., Игонин А.Л., Клименко Т.В., Пищикова Л.Е., Кулагина Н.Е. Злоупотребление психоактивными веществами (общая и судебно-психиатрическая практика). – М., 2000. – 300 с.
- Дмитриева Т.Б., Клименко Т. Политика государства и общества по преодолению социально значимых проблем злоупотребления наркотиками (системный кризис антиалкогольной политики в России) // Наркология. – 2008. – № 5. – С. 9-14.
- Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 1996 г. (издание Организации Объединенных Наций).
- Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2007 г. (издание Организации Объединенных Наций).
- Зазулин Г.В. Наркоэпидемия. Политика. Менеджмент. СПб.: Изд-во СПб. университета, 2003. – 288 с.
- Зазулин Г.В. Либеральный виток в наркополитике России длинной в 12 лет // СПб. университет. Специальный выпуск (3604). – 2002. 26 июня.
- Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 25.10.1990 № 8 (2-10) “О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией».
- Иванов В.П. О наркоситуации в Российской Федерации: новые вызовы и угрозы. Источник: http://www.narkotiki.ru/gnk_6614.html.
- Киржанова В.В. Современные проблемы мониторинга наркологической ситуации (медицинский аспект): Доклад на совещании главных наркологов органов управления здравоохранением субъектов РФ, 2014: nncn.ru/11_21.html
- Кирпиченко А.А., Клименко Т.В. Алкогольная зависимость у женщин с различными формами социального функционирования: Монография. – М.: ФГУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского» Минздравсоцразвития России, 2011. – 292 с.
- Клинические и организационные вопросы наркологии / Под ред. Е.А. Кошкиной. – М.: Гениус Медиа. – 2011. – 580 с.
- Линдесмит А.Р. Наркоман и закон. – 1964.
- Немцов А.В. Алкогольная смертность в России 1980–90-е гг. – М.: «NALEX», 2001.
- О борьбе с алкоголизмом и наркоманией в Швеции // Борьба с преступностью за рубежом. – М., 1993. – № 3. – С. 3.
- Психосоматическая медицина: руководство для врачей / П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова / под ред. П.И. Сидорова. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 564 с.
- Сидоров П.И. Наркологическая превентология: МедПресс, 2006.
- Состояние преступности – январь-декабрь 2014 года https:/mvd.ru/forder/101762/item/2994866
- Социальный мониторинг «Инноченти», 2006 г. Флоренция: Детский фонд ООН, 2006. – С. 16.
http://unicef-icdc.it/publications/pdf/ism06_overview_rus.pdf - Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 259-ФЗ).
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 437-ФЗ)
- Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ.
- Федеральный закон «О внесении изменений в статью 63 Уголовного кодекса российской федерации» от 21.10.2013 № 270-ФЗ.
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25.11.2013 № 313-ФЗ.
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 25.11.2013 № 317-ФЗ.
- Фридман Л.С., Флеминг Д.Х, Робетс, Хайман С.Е. Наркология / Перев. с англ. – М.: Спб.: Бином. Невский Диалект, 1998. – 318 с.
- Шнайдер Б. Золотой треугольник / Пер. чеш. Отв. ред. В.И. Корнеев. – М., 1989.
- Adler H., Lidberg L. Characteristics of repeat killers in Sweden // Crim. Behav. Ment. Health, 1995, 5/2, – P. 9-13.
- Вai, Y. T. (2001). The anti-opium campaign movement in the early 1950s. CPCHistory, 10, 38-41.
- Нartelius Jonas. Narkotikatpidemier. Stockholm, SCI, 2005.
- McCoy, C. B., Lai, S., Metsch, L. R., Wang, X., Li, C., Yang, M. & Li, Y. L. (1997). No pain no gain: establishing the Kunming, China, drug rehabilitation center. Journal of Drug Issues, 27, 73-85.
- МcCoy, A. (2003). The politics of heroin: CIA complicity in the global drug trade: Afghanistan, Southeast Asia, Central America, Colombia. Chicago: Lawrence Hill Books.
- Social Monitor Innocenti 2006. Florence: UNICEF, 2006. – P. 62.
- Greenfeld L.A. Alcochol and crime: An Analysis of National data on the Prevalence of Alcochol Invovlement in Crime. Report prepared for Assistant attorney Generals National symposium on Alcochol Abuse and Crime. – Washington, 1998.
- United State Government Accountability Office. Adult Drug Courts: Washington, D.C., 2005.
- Luxemburg, Оffice for Оfficial Publications of the European communities. 2002. – P. 20).
- United State Government Accountability Office. Adult Drug Courts: Washington, D.C., 2005.
- World Development Indicators Online. Washington, DC: World Bank, Electronic version.
Источник: http://web.worldbank.org/ WBSITE/EXTERNAL/DATASTATISTICS/0,,contentMDK:20398986~pagePK:64133150~piPK:64133175~theSitePK:239419,00.html.
- Источник: http://medportal.ru/mednovosti/news/2013/10/17/084alco
- Источник: 68news.Ru: www.nov-vremya.ru/news-13-2512.html
- Источник: https://mvd.ru/folder/101762//?noredirect
© 2000-2022 ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского" Министерства здравоохранения Российской Федерации
Создание и поддержка: © Отдел информационных технологий ФГБУ "НМИЦ ПиН имени В.П. Сербского" Министерства здравоохранения Российской Федерации