Система метрологического обеспечения химико-токсикологических исследований

(пояснительная записка подготовлена по результатам рассмотрения письма Минпромторга России по некоторым вопросам использования аналитических образцов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и направлена заместителю директора Департамента организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации С.В. Полунину)

 8 мая 2018 года

В области лабораторной медицинской диагностики сложилась тревожная ситуация, связанная с отсутствием действующей в организациях Минздрава России системы метрологического обеспечения, необходимой для получения обоснованных с точки зрения современной науки и действующего в РФ законодательства результатов, о количественном содержании токсикантов в биологическом материале. Выполнение качественных и количественных анализов необходимо для установления фактов потребления наркотических средств и психотропных веществ при проведении освидетельствования лиц на наркотическое или алкогольное опьянение, судебно-медицинских экспертиз, а также для выполнения контрольных мероприятий.

Система метрологического обеспечения необходима для оценки селективности новых тестов, используемых при выполнении предварительных анализов, а также для проведения экспертизы новых методик идентификации и количественной оценки содержания контролируемых на территории РФ веществ и их метаболитов в биологическом материале. Кроме того, стандартные образцы используются при поверке приборов, применяемых в химико-токсикологических исследованиях.

В нашей стране должны быть утверждены государственные стандартные образцы (ГСО) контролируемых веществ, методики их количественного анализа, методики измерения (МИ) в биологическом материале, а также библиотеки масс-спектров для идентификации целевых аналитов в пробе.

В соответствии с Приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» (далее – Приказ от 18.12.2015 № 933н), химико-токсикологические исследования в обязательном порядке проводятся на следующие группы веществ, включая их производные, метаболиты и аналоги: опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катиноны, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, этанол и его суррогаты. В этом же приказе указано, что химико-токсикологические исследования проводятся на иные вещества, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

К веществам, способным повлечь неблагоприятные последствия в производственной деятельности, могут быть отнесены все известные наркотические средства и психотропные вещества, входящие в “Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации” (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. № 681), а также вещества, входящие в “Список сильнодействующих веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного Кодекса Российской Федерации” (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 964).

Формирование государственной системы разработки, производства, доставки аналитических образцов (государственных стандартных образцов, ГСО), а также создание в Российской Федерации единого банка контролируемых веществ необходимо осуществлять в несколько этапов.

На первом этапе целесообразно обеспечить химико-токсикологические лаборатории, а также химико-токсикологические отделения Бюро судебно-медицинской экспертизы страны стандартами веществ, входящих в группы токсикантов, указанных в Приказе от 18.12.2015 № 933н. При формировании списка конкретных веществ необходимо учитывать степень распространения наркотических средств и психотропных веществ в нелегальном обороте на территории РФ. Важным аспектом является также имеющийся многолетний опыт Европейского сообщества по тестированию на наркотические средства на рабочем месте (European Workplace Drug Testing Society, EWDTS), а также нормативные требования национальных контролирующих органов США (Substance Abuse and Mental Health Services Administration, SAMHSA), Финляндии, Ирландии, Италии, Австралии и Новой Зеландии. В этих странах для ряда контролируемых веществ установлены уровни порогового содержания (уровни cut-off), учитываемые при формировании заключений о состоянии наркотического опьянения контролируемых лиц.

В настоящее время необходимо наладить производство стандартных образцов следующих веществ.

Опиаты:

  • морфин;
  • кодеин;
  • дигидрокадеин;
  • 6-моноацетилморфин;
  • гидроморфон;
  • бупренорфин;
  • оксикодон;
  • дионин (этилморфин).

Растительные каннабиноиды:

  • тетрагидроканнабинол (6,6,9-триметил-3-пентил-6a,7,8,10a-тетрагидро-6Н-бензо[c]хром-1-ол);
  • 11-нор-9-карбокси-тетрагидроканнабинол (1-гидрокси-6,6-диметил-3-пентил-6a,7,8,10a-тетрагидро-6Н-бензо[c]хром-9-карбоновая кислота).

Фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин):

  • амфетамин (1-фенилпропан-2-амин);
  • метамфетамин (N-метил-1-фенилпропан-2-амин);
  • МДА (1-(бензо[d][1,3]диоксол-5-ил)-пропан-2-амин);
  • МДМА (1-(бензо[d][1,3]диоксол-5-ил)-N-метилпропан-2-амин);
  • МДЕА (1-(бензо[d][1,3]диоксол-5-ил)-N-этилпропан-2-амин).

Кокаин:

  • кокаин (метил (1R,2R,3S,5S)-3-(бензоилокси)-8-метил-8-азабицикло[3.2.1]октан-2-карбоксилат);
  • бензоилэкгонин ((1R,2R,3S,5S)-3-(бензоилокси)-8-метил-8-азабицикло[3.2.1]октан-2-карбоновая кислота);
  • метиловый эфир экгонина.

Метадон:

  • метадон (6-диметиламин-4,4-дифенил-3-гептанон);
  • EDDP (2-этилиден-1,5-диметил-3,3-дифенилпирролидин).

Бензодиазепины:

  • феназепам (7-бром-5-(2-хлорфенил)-2,3-дигидро-1Н-1,4-бензодиазепин-2-он);
  • темазепам (7-хлор-1,3-дигидро-3-гидрокси-1-метил-5-фенил-1,4-бензодиазепин-2-он);
  • оксазепам (7-хлор-2,3-дигидро-3-окси-5-фенил-1Н-1,4-бензодиазепин-2-он);
  • десметилдиазепам (7-хлор-1,3-дигидро-5-фенил-1Н-1,4-бензодиазепин-2-он).

Барбитураты:

  • амобарбитал (5-этил-5-(3-метилбут-1-ил)-2,4,6(1Н,3Н,5Н) пиримидинтрион);
  • фенобарбитал (5-этил-5-фенил-2,4,6(1Н,3Н,5Н) пиримидинтрион);
  • барбамил (5-(3-метилбут-1-ил)-5-этил-2,4,6(1Н,3Н,5Н) пиримидинтрион);
  • этаминал (5-(2-метилбут-1-ил)-5-этил-2,4,6(1Н,3Н,5Н) пиримидинтрион).

Синтетические катиноны:

  • α-PVP (1-фенил-2-(пирролидин-1-ил) пентан-1-он);
  • a-PHP (1-фенил-2-(пирролидин-1-ил) гексан-1-он);
  • МДПВ (1-(бензо[d][1,3]диоксол-5-ил)-(пирролидин-1-ил)пентан-1-он);
  • мефедрон (2-(метиламино)-1-(4-метилфенил) пропан-1-он);
  • бутилон (1-(бензо[d][1,3]диоксол-5-ил)-2-(метиламино) бутан-1он).

Другие психоактивные вещества:

  • фентанил (N-(1-фенилэтилпиперидин-4-ил)-N-фенилпропанамид);
  • карфентанил (метиловый эфир 4-((1-оксопропил)-фениламино)-1-(2-фенилэтил)-4-пиперидинкарбоновой кислоты);
  • фенциклидин (1-(1-фенилциклогексил) пиперидин);
  • кетамин (2-(2-хлоорфенил)-2-(метиламино) циклогексанон);
  • пропоксифен ((+)-1,2-дифенил-2-пропионокси-3-метил-4,4-диметиламинобутан);
  • трамадол (2-((диметиламино) метил)-1-(3-метоксифенил) циклогексанол);
  • прегабалин ((3S)-3-(аминометил)-5-метилгексановая кислота);
  • клозапин (8-хлор-11-(4-метил-1-пиперазинил)-5Н-дибензо[b,e][1,4]диазепин);
  • тилидин (этиловый эфир 2-диметиламино-1-фенил-3-циклогексен-1-карбоновой кислоты);
  • зопиклон (6-(5-хлор-2-пиридинил)-6,7-дигидро-7-оксо-5Н-пирроло[3,4-b]пиразин-5-иловый эфир метил-1-пиперазинкарбоновой кислоты);
  • золпидем (N,N,6-триметил-2-(4-метилфенил) имидазол[1,2-a]пиридин-3-ацетамид);
  • залеплон (N-(3-(3-цианопиразоло[1,5-a]пиримидин-7-ил) фенил-N-этилацетамид).

Разработка системы метрологического обеспечения для выполнения химико-токсикологических исследований не может быть осуществлена в рамках одного запланированного мероприятия. В обороте постоянно появляются новые синтетические психоактивные вещества, которые получают значительное распространение на территории страны. Для поддержания деятельности лабораторий необходимо осуществлять разработку новых ГСО и МИ на постоянной основе. При этом необходимо быстро реагировать на появление новых веществ в нелегальном обороте для обеспечения деятельности территориальных лабораторий, выполняющих как предварительные исследования, так и подтверждающие анализы.

Новая тактика наркопреступных групп основывается на постоянном изменении состава психоактивных веществ, распространяемых на рынке незаконного оборота, что исключает возможность применения традиционных схем промышленного производства и поставок определенной номенклатуры стандартов для обеспечения деятельности аналитических лабораторий. Прежде всего это относится к новым синтетическим соединениям. Отмечаются также случаи возобновления незаконного оборота старых соединений, интерес к которым среди потребителей был практически утерян, и они не выявлялись в образцах биологического материала на протяжении длительного времени.

На территории Российской Федерации получили распространение новые психоактивные вещества, среди которых значительное место занимают синтетические каннабиноиды:

  1. AB-PINACA (N-(1-(аминокарбонил)-2-метилпропил)-1-пентил-1Н-индазол-3-карбоксамид);
  2. 5F-AB-PINACA (N-(1-(аминокарбонил)-2-метилпропил)-1-(5-фторпентил)-1Н-индазол-3-карбоксамид);
  3. AB-FUBINACA (N-(1-(аминокарбонил)-2-метилпропил)-1-[(4-фторфенил)метил]-1Н-индазол-3-карбоксамид);
  4. AB-CHMINACA (N-(1-(аминокарбонил)-2-метилпропил)-1-(циклогексилметил)-1Н-индазол-3-карбоксамид);
  5. MDMB-CHMINACA (Метил-2-[(1-(циклогексилметил)-1Н-индазол-3-карбоксамидо]-3,3-диметилбутаноат);
  6. PB-22 (Хинолин-8-ил-1-пентил-1Н-индол-3-карбоксилат),
  7. PB-22-F (Хинолин-8-ил-1-(5-фторпентил)-1Н-индол-3-карбоксилат);
  8. FUB-PB-22 (Хинолин-8-ил-1-[(4-фторпентил)метил]-1Н-индол-3-карбоксилат);
  9. MMB-2201 (Метил-2-[1-(5-фторпентил)-1Н-индол-3-ил-карбоксамидо]-3-метилбутаноат);
  10. THJ-2201 ((Нафталин-1-ил)[1-(5-флуоропентил)-1Н-индазол-3-ил] метанон);
  11. ADB-PINACA (N-(1-амино-3,3-диметил-1-оксобутан-2-ил)-1-пентил-1Н-индазол-3-карбоксамид);
  12. ADB-CHMINACA (N-(1-амино-3,3-диметил-1-оксобутан-2-ил)-1-(циклогексилметил)-1Н-индазол-3-карбоксамид);
  13. MDMB-(N)-BZ-F ((Нафталин-1-ил)[1-(5-флуоропентил)-1Н-индазол-3-ил] метанон).

Получили также распространение новые психоактивные вещества, относящиеся к фенэтиламинам (группа фенилалкиламинов):

  1. 25H-NBOMe (2-(2,5-диметоксифенил)-N-[(2-метоксифенил) метил] этанамин);
  2. 25C-NBOMe (2-(4-хлор-2,5-диметоксифенил)-N-[(2-метоксифенил) метил] этанамин);
  3. 25I-NBF (2-(4-йодо-2,5-диметоксифенил)-N-[(2-фторфенил) метил] этанамин);
  4. 25D-NBOMe (2-(4-метил-2,5-диметоксифенил)-N-[(2-метоксифенил) метил] этанамин);
  5. 25B-NBOMe (2-(4-бром-2,5-диметоксифенил)-N-[(2-метоксифенил) метил] этанамин);
  6. 25I-NBMD (2-(4-йодо-2,5-диметоксифенил)-N-[(2Н-1,3-бензодиоксол-4-ил) метил]этанамин);
  7. 25G-NBOMe (2-(2,5-диметокси-3,4-диметилфенил)-N-[(2-метоксифенил) метил] этанамин);
  8. 25I-NBOMe (2-(4-йодо-2,5-диметоксифенил)-N-[(2-метоксифенил) метил] этанамин).

 

Указанными выше веществами не исчерпываются потребности медицинских учреждений в стандартных образцах. Для выполнения судебно медицинских исследований требуются также вещества, используемые в ряде лекарственных препаратов. Список указанных соединений представлен в Приложении к пояснительной записке.

Производство ГСО на территории РФ возможно только в том случае, если экспертные и медицинские учреждения, осуществляющие химико-токсикологические исследования или иные виды деятельности, будут обязаны использовать утвержденные стандартные образцы при проведении своих исследований.

Как показывает практика, наиболее часто растворы стандартных образцов необходимы для выполнения количественных исследований с целью оценить концентрацию контролируемого вещества в пробе. В нашей стране из-за отсутствия соответствующих требований количественные исследования не проводятся. Кроме того, у нас не установлены уровни порогового содержания (уровни cut-off), позволяющие специалистам и экспертам принимать решение о потреблении наркотических средств, психотропных веществ освидетельствуемым или контролируемым лицом. Как уже указывалось выше, данное обстоятельство вносит серьезные трудности в работу химико-токсикологических лабораторий, а также судебно-химических отделений Бюро судебно-медицинской экспертизы.

Перспектива решения данного вопроса зависит, прежде всего, от действующих ведомственных нормативных документов и других подзаконных актов. Без изменения действующих нормативных актов в исследованиях образцов биологического материала, а также вещественных доказательств (наркотических средств и психотропных веществ, изъятых из незаконного оборота) методы количественного анализа применяться не будут, что значительно сузит сферу применения стандартных образцов в практической деятельности лабораторий.

Для использования стандартных образцов, относящихся к I, II и III спискам наркотических средств и психотропных веществ, требуется получение лицензии на их оборот, а также обустройство помещений для хранения в соответствии с действующими требованиями. Возникнут также вопросы с доставкой стандартных образцов наркотических средств и психотропных веществ в региональные лаборатории.

На решение вопросов, связанных с налаживанием производства, доставкой и хранением стандартных образцов наркотических средств и психотропных веществ, а также их применением в практической деятельности в государственных медицинских организациях страны потребуются значительные финансовые средства, что будет сдерживать внедрение системы метрологического обеспечения в отрасли.

Для устранения возможных проблем предлагаем утвердить и внедрить в практическую деятельность лабораторий стандартные растворы в искусственной моче и сыворотке крови веществ I, II и III списков, входящих в “Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации”. Содержание наркотических средств и психотропных веществ в этих стандартных растворах не должно превышать одного микрограмма на один миллилитр раствора для веществ, действующая доза которых находится в миллиграммовом диапазоне (10 и более миллиграмм на 70 кг веса человека). Применение таких стандартов в практике химико-токсикологических исследований позволит решать основную часть задач, связанных с идентификацией токсикантов и количественной оценкой их содержания в биологическом материале.

В связи с малыми количествами наркотических средств и психотропных веществ в указанных стандартных растворах, принимая во внимание невозможность их извлечения доступным способом, предлагаем исключить для данных стандартов некоторые меры контроля, установленные Федеральным законом от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах“. Для этого потребуется внести изменения в пункт 5 статьи 2 указанного закона. Порядок применения мер контроля в отношении указанных стандартных растворов должен быть установлен Правительством Российской Федерации.

Для деятельности лабораторий потребуются монокомпонентные и поликомпонентные растворы наркотических средств и психотропных веществ. Создание поликомпонентных растворов ГСО в синтетической моче целесообразно для наиболее распространённых групп контролируемых соединений. Состав таких поликомпонентных смесей ГСО должен периодически пересматриваться на основе статистических данных о распространённости наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации. Это позволит с минимальными затратами и в кратчайшие сроки обеспечить надлежащим актуальным набором ГСО наркотических средств и психотропных веществ, отражающих текущую ситуацию потребления, все учреждения, осуществляющие медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения.

Указанные стандартные растворы широко применяются в странах Европейского союза.

Для оперативного решения задач, связанных с применением системы метрологического обеспечения химико-токсикологических исследований, необходимо создание единого центра, обеспечивающего мониторинг нелегального наркопотребления как по стране в целом, так и в отдельных регионах. Разработку национальных уровней порогового содержания контролируемых веществ или их метаболитов в образцах биологического материала и разработку методик измерения концентраций данных соединений в биологическом материале. Во взаимодействии с центром должна действовать структура, которая сможет обеспечить оперативный выпуск требуемых соединений.

Годовая потребность во всех видах стандартов наркотических средств и психотропных веществ зависит от используемых методик количественного анализа и нормативных документов, регламентирующих данный вид исследования. Предварительные данные о необходимом количестве стандартов контролируемых веществ могут быть предоставлены через тридцать дней.

Ответственный исполнитель Носырев А.Е. +7 916 888 54 14

 

Приложение

к пояснительной записке

Список лекарственных препаратов

Название вещества Название вещества
1 10-гидрокси-10,11-дигидрокарбамазепин 10-Hydroxy-10,11-dihydrocarbamazepine
2 N-дезметилдилтиазема Гидрохлорид N-Desmethyldiltiazem Hydrochloride
3 Сибутрамина гидрохлорида моногидрат Sibutramine Hydrochloride Monohydrate
4 Дезэтиламиодарон гидрохлорид Desethylamiodarone Hydrochloride
5 10-гидроксиамитриптилин 10-Hydroxyamitriptyline
6 10-гидроксиимипрамин 10-Hydroxyimipramine
7 N-дезметилвенлафаксина Гидрохлорид N-Desmethylvenlafaxine Hydrochloride
8 O-дезметилвенлафаксин O-Desmethylvenlafaxine
9 Альпренолол гидрохлорид Alprenolol Hydrochloride
10 Альфа-гидроксимидазолам alpha-Hydroxymidazolam
11 Амиодарон гидрохлорид Amiodarone Hydrochloride
12 Амитриптилин гидрохлорид Amitriptyline Hydrochloride
13 Амитриптилин-D3 гидрохлорид Amitriptyline-D3 Hydrochloride
14 Амлодипин Amlodipine
15 Атенолол Atenolol
16 Венлафаксин гидрохлорид Venlafaxine Hydrochloride
17 Верапамил гидрохлорид Verapamil Hydrochloride
18 Галантамина гидробромид Galantamine Hydrobromide
19 Галоперидол Haloperidol
20 Галоперидол-Д4 Haloperidol-D4
21 Гидрохлорид Nortriptyline-D3 Nortriptyline-D3 Hydrochloride
22 Дезметил клозапин Desmethylclozapine (Norclozapine)
23 Дезметил хлорпромазина гидрохлорид Desmethylchlorpromazine Hydrochloride
24 Дигоксин Digoxin
25 Доксепин Doxepin Hydrochloride
26 Доксепин-D3 гидрохлорид Doxepin-D3 Hydrochloride (cis/trans)
27 Дроперидол Droperidol
28 Золпидем Zolpidem Tartrate
29 Зопиклон-D4 Zopiclone-D4
30 Зопиклона оксид Zopiclone Oxide
31 Имипрамин N-оксид Imipramine N-Oxide
32 Имипрамин гидрохлорид Imipramine Hydrochloride
33 Карбамазепин Carbamazepine
34 Карбамазепин 10,11-эпоксид Carbamazepine 10,11-Epoxide
35 Клозапин Clozapine
36 Клозапин-D4 Clozapine-D4
37 Клонидин гидрохлорид Clonidine Hydrochloride
38 Лидокаина N-оксид Lidocaine N-Oxide (2-(Diethyloxidoamino)-N-(2,6-dimethylphenyl)acetamide)
39 Лидокаина гидрохлорида Lidocaine Hydrochloride Monohydrate
40 Метоксипромазин Малеат Methoxypromazine Maleate
41 Метопролол тартрат Metoprolol Tartrate
42 Миртазапин Mirtazapine
43 Напроксен Naproxen
44 Норверапамила малеат N-Norverapamil Maleate
45 Норлидокаин гидрохлорид Norlidocaine Hydrochloride (Monoethylglycinexylidide Hydrochloride)
46 Нортриптилин гидрохлорид Nortriptyline Hydrochloride
47 Норфлуоксетин оксалат Norfluoxetine Oxalate
48 Окскарбазепин Oxcarbazepine
49 Оланзапин Olanzapine
50 Оланзапин-N-оксид Olanzapine N-Oxide
51 Прокаинамид гидрохлорид Procainamide Hydrochloride
52 Промазин гидрохлорид Promazine Hydrochloride
53 Прометазин гидрохлорид Promethazine Hydrochloride
54 Прометазин-D2 гидрохлорид Promethazine-D₃ Hydrochloride
55 Пропранолола гидрохлорид Propranolol Hydrochloride
56 Резерпин Reserpine
57 Селегилин гидрохлорид Selegiline Hydrochloride
58 Тиоридазина гидрохлорид Thioridazine Hydrochloride
59 Тразодона гидрохлорид Trazodone Hydrochloride
60 Трифторперазин гидрохлорид Trifluoperazine Hydrochloride
61 Флуоксетин гидрохлорид Fluoxetine Hydrochloride
62 Хинидин Quinidine
63 Хинон дигидрохлорид Quinine Dihydrochloride
64 Хлорохин Chloroquine
65 Хлорпромазина -D3 Chlorpromazine-D3
66 Хлорпромазина гидрохлорид Chlorpromazine Hydrochloride
67 Хлорпротиксен Chlorprothixene
68 Циталопрам гидробромид Citalopram Hydrobromide
69 Циталопрам-D6 Гидробромид Citalopram-D6 Hydrobromide