Комментарии к письму главного внештатного психиатра-нарколога Минздрава России Е.А Брюна № 2095 от 17.10.2017 г.

  1. В письме № 14-2/947 от 10.07.2017 содержится поручение Минздрава России Е.А. Брюну в срок до 04.08.2017 г. совместно с главными внештатными специалистами психиатрами-наркологами Минздрава России в федеральных округах, руководителями профильных научных организаций и соответствующими медицинскими профессиональными некоммерческими организациями проработать вопрос совершенствования системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркологических пациентов, включающий определение целесообразности и обязательности применения ГОСТ Р 54990-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг» (далее – ГОСТ Р 54990-2012) при организации предоставления услуг в этой сфере, а также создание системы оценки эффективности, качества и безопасности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – поручение Минздрава России).

Во исполнение поручения Минздрава России Е.А. Брюном рекомендации главным внештатным специалистам психиатрам-наркологам субъектов Российской Федерации направлены с опозданием более чем на 2 месяца, и установлен срок представления отчета о проделанной работе с опозданием более чем на полгода.

Предложений в адрес ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России (далее – Центр) от Е.А. Брюна о совместной проработке поручения Минздрава Росии до настоящего времени не поступало, хотя в соответствии с приказом Минздрава России от 12 июля 2017 г. № 414 именно на Центр возложены функции по организационно-методическому и научно-методическому руководству, аналитической деятельности и формированию предложений по совершенствованию медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», непосредственно реализуемые Национальным научным центром наркологии – филиалом Центра.

  1. Вместо предусмотренной поручением Минздрава России совместной проработки вопроса о целесообразности и обязательности применения ГОСТ Р 54990-2012 Е.А. Брюн самостоятельно принял решение, отраженное в пункте 2 письма № 2095 от 17.10.2017, рекомендовать ГОСТ Р 54990-2012 к использованию главными внештатными специалистами психиатрами-наркологами субъектов Российской Федерации, как «правовую основу договорной кампании» с организациями, позиционирующими себя, как «реабилитационные центры».

При этом Е.А. Брюном искажен смысл поручения Минздрава России, в котором упомянуты не «реабилитационные центры», а социально ориентированные некоммерческие организации (далее – НКО), не учтен приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2012 г. № 327-ст, которым ГОСТ Р 54990-2012 утвержден для добровольного использования, а также проигнорирован принцип свободы (добровольности) договорных отношений (статья 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Кроме того, рекомендация использовать в качестве правовой основы договорных отношений ГОСТ Р 54990-2012, а не Гражданский Кодекс Российской Федерации, юридически некорректна.

При решении вопроса о целесообразности использования ГОСТ Р 54990-2012 необходимо учитывая следующее:

его распространение на реабилитационные социальные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя, (далее – психоактивные вещества), предоставляемые только специализированными реабилитационными центрами;

установление им основных видов реабилитационных социальных услуг лишь зависимым от психоактивных веществ, прошедшим курс лечения (социально-медицинские услуги, услуги по профессионально-трудовой реабилитации, услуги по социальной реабилитации);

реализацию им не действующего в настоящее время Федерального закона от 15 ноября 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», претерпевшего существенные изменения Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» по состоянию на август 2009 г., утратившего силу приказа Минздрава России от 9 апреля 225ан «Об утверждении порядка оказания наркологической помощи населению Российской Федерации»;

участие в его разработке только одной НКО – Союза некоммерческих организаций социальной деятельности и гражданских инициатив, представляющей интересы лишь 14 из нескольких сотен НКО, занимающихся реабилитацией, и продвигающей собственную систему добровольной сертификации реабилитационных услуг лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя (зарегистрирована в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации 12 ноября 2012 г., рег. № РОСС RU.П989Ю04ЖХ0).

Содержание понятия «социально-медицинские услуги», использованного в ГОСТ Р 54990-2012 лишь частично соответствует определению социально-медицинских услуг в статье 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ), а также требует разграничения с понятием «социальное сопровождение» (статья 22 Федерального закона № 442-ФЗ) и понятием «медицинская реабилитация» (статья 40 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В свою очередь, основные положения, определяющие качество социальных услуг, уже установлены национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52142-2013 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения», распространяющимся на социальные услуги, предоставляемые населению учреждениями социального обслуживания.

  1. В поручении Минздрава России речь идет о совместной проработке создания системы оценки эффективности, качества и безопасности деятельности НКО в сфере реабилитации и ресоциализации наркологических пациентов, тогда как в соответствии с пунктом 1 письма № 2095 от 17.10.2017 «договорная кампания» Е.А. Брюном рекомендована с целью формирования системного механизма контроля за деятельностью «реабилитационных центров» и обеспечения преемственности медицинской и социальной реабилитации лиц, страдающих наркологическими заболеваниями. Таким образом, в письме № 2095 от 17.10.2017 допущена подмена цели.

С учетом добровольности договорных отношений и использования ГОСТ Р 54990-2012 очевидно, что никакая «договорная кампания» не способна обеспечить «системного контроля» за деятельностью НКО, тем более, что ни главные внештатные психиатры-наркологи субъектов Российской Федерации, ни медицинские организации соответствующего профиля не наделены полномочиями по такому контролю (статья 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Преемственность медицинской реабилитации, последующей социальной реабилитации и ресоциализации лиц, страдающих наркологическими расстройствами, о которой идет речь в поручении Минздрава России, достигается не «кампанией», а тщательным выстраиванием медицинскими наркологическими организациями и НКО неформальных партнерских отношений, направленных на совместную проработку индивидуальных маршрутов реабилитации, начиная с этапов выявления и мотивирования и до трудовой социализации и послереабилитационного сопровождения.

Кроме того в письме № 2095 от 17.10.2017 не указано, какие именно аспекты деятельности «реабилитационных центров» должны контролировать главные внештатные психиатры-наркологи субъектов Российской Федерации посредством «заключения договоров», а также ничего не говорится, каким образом «договорная кампания» будет способствовать созданию системы оценки эффективности, качества и безопасности деятельности НКО, упомянутой в поручении Минздрава России.

Так, к компетенции медицинских организаций относится решение вопросов оказания медицинской помощи лицам, проходящим социальную реабилитацию, без чего невозможно обеспечение безопасности деятельности НКО. Однако в письме № 2095 от 17.10.2017 данные вопросы вообще не рассматриваются.

В 2016 году выпущены методические рекомендации «Оценка деятельности по медицинской и социальной/комплексной реабилитации лиц с зависимостью от психоактивных веществ», подготовленные специалистами Минздрава России и ННЦ наркологии – филиала ФГБУ «ФМИНПН им. В.П. Сербского». К сожалению, в письме № 2095 от 17.10.2017 ссылка на указанные методические рекомендации отсутствует.

  1. Содержащаяся в письме № 2095 от 17.10.2017 рекомендация главным внештатным психиатром-наркологов субъектов Российской Федерации «привлечь к проведению договорной кампании антинаркотические комиссии территорий, представив на их заседании списки организаций, отказавшихся заключить договор, обеспечивающий их деятельность в соответствии с Национальным стандартом» (в контексте – ГОСТ Р 54990-2012) не соответствует законодательству Российской Федерации и правоприменительной практике.

Так, «антинаркотических комиссий территорий» не существует, но есть антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации и антинаркотические комиссии муниципальных образований.

Состав, задачи и права антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации определены Указом Президента РФ от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (далее – Указ Президента РФ № 1374), которым функции контрольно-надзорного либо разрешительно-запретительного характера комиссий не предусмотрены.

Главные внештатные психиатры-наркологи субъектов Российской Федерации в состав комиссии не входят и могут лишь привлекаться к участию в ее заседаниях по решению председателя комиссии – высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Сами же главные внештатные психиатры-наркологи субъектов Российской Федерации не имеют полномочий «привлечь к проведению договорной кампании Антинаркотические комиссии».

В свою очередь, в соответствии с пунктами 5 д) и 5 е) Указа Президента РФ № 1374, в отношении НКО антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации наделены следующими полномочиями:

запрашивать и получать в установленном законодательством Российской Федерации порядке необходимые материалы и информацию от общественных объединений и организаций;

привлекать для участия в работе комиссии представителей общественных объединений и организаций (с их согласия).

Таким образом не ясно, каким образом в рамках установленных полномочий антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации могут быть «привлечены к договорной кампании» и что должны предпринимать, обладая исключительно совещательными функциями, после того, как получат списки НКО, «отказавшихся заключить договор, обеспечивающий их деятельность в соответствии с Национальным стандартом» (ГОСТ Р 54990-2012).

Кроме того, вряд ли возможно гарантировать обеспечение эффективности, качества и безопасности деятельности НКО только лишь обеспечением ее формального соответствия ГОСТ Р 54990-2012, которое в этом случае превращается в самоцель.

В письме № 2095 от 17.10.2017 также не учтено, что в субъектах Российской Федерации уже сложилась практика определения высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) уполномоченных органов в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков, в качестве которых, как правило, выступают органы управления здравоохранением и/или социальной защиты населения.

Вместе с тем, реабилитационные услуги НКО оказываются не только потребителям наркотиков, но и лицам, имеющим другие виды зависимостей, включая зависимость от алкоголя и нехимические зависимости, выходящих за рамки компетенции антинаркотических комиссий.

Учитывая изложенное, возможность реализации письма № 2095 от 17.10.2017 в полном объеме, а также исполнения таким путем, пусть даже с опозданием, поручения Минздрава России № 14-2/947 от 10.07.2017 вызывает сомнения.