Комментарий на законопроект № 273487-7, представленный в Государственную Думу РФ депутатом А.А. Журавлевым, о внесении изменений в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

16 октября 2017 года

В соответствии законопроектом № 273487-7, представленным в Государственную Думу депутатом А.А. Журавлевым, предлагается в примечание статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внести следующее изменение: слова “в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека” заменить словами “в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека в концентрации, определяемой Правительством Российской Федерации.”.

Введение данной поправки означает необходимость применения методов количественного анализа наркотических средств, психотропных веществ в биологическом материале при выполнении химико-токсикологических исследований. Инициатива депутата А.А. Журавлева направлена на решения актуальной задачи, т.к. Российская Федерация является единственной из цивилизованных стран, где не установлены допустимые уровни концентраций контролируемых веществ в биологическом материале, отбираемом от освидетельствуемых лиц. Из-за отсутствия допустимых уровней концентраций наркотических средств, психотропных веществ и метаболитов, а также методов их количественного анализа в Российской Федерации часто возникают конфликты при судебном рассмотрении уголовных и административных дел в отношении водителей автотранспортных средств. Возникновение судебных споров связано с тем, что при проведении химико-токсикологических исследований на содержание наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов в биологических объектах от водителей транспортных средств не учитывается различная чувствительность и селективность приборов, а также особенности фоновой обстановки, влияющей на содержание контролируемых веществ в пробах биологического материала. Специалистами, которые имеют отношение к медицинскому освидетельствованию лиц на состояние опьянения, давно ставится вопрос о введении методов количественного анализа наркотических средств и психотропных веществ в практику химико-токсикологических исследований.

Предложенный законопроект имеет принципиальное значение для выполнения химико-токсикологических исследований на наличие контролируемых веществ в биологическом материале, отбираемом от обследуемых лиц, подозреваемых в употреблении наркотических средств и психотропных веществ. Для выполнения исследований по определению концентрации контролируемых соединений и их метаболитов в крови и в физиологической жидкости (моче) необходимо разработать и установить национальные уровни порогового содержания (допустимые уровни концентраций) данных соединений в объектах анализа (аналоги cutoff) для методов как предварительного, так и подтверждающего анализа. Необходимо также введение на территории Российской Федерации системы метрологического обеспечения для выполнения количественного анализа наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Для этого потребуется разработать методики измерения количественного содержания целевых аналитов в моче и крови. Данные методики должны пройти утверждение в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). В Росстандарте необходимо также утвердить государственные стандартные образцы контролируемых соединений, необходимые для выполнения методик измерения, а также для контроля измерительного оборудования, разработать и внедрить в практическую деятельность систему контроля, применяемого для химико-токсикологических исследований аналитического оборудования.

Работа со стандартами наркотических средств и психотропных веществ потребует решения вопросов оборота указанных соединений в соответствии с требованием действующего законодательства. Необходимо обеспечить возможность приобретения, доставки, хранения и использования стандартных образцов контролируемых веществ.

В настоящее время химико-токсикологические работы выполняются главным образом в государственных медицинских организациях – клинико-диагностических лабораториях, действующих в наркологических диспансерах, наркологических больницах и центрах острых отравлений, а также в Бюро судебно-медицинской экспертизы.

В связи с рассматриваемым вопросом необходимо также отметить, что для введения системы метрологического обеспечения в практику химико-токсикологических исследований потребуется утвердить, а для отдельных методов – и разработать библиотеки масс-спектров, применяемые для идентификации целевых аналитов. В настоящее время при проведении подтверждающих анализов, выполняемых методом газовой хроматографии с масс-селективной детекцией, применяется библиотека масс-спектров, разработанная в Национальном институте стандартов и технологий США (The National Institute of Standards and Technology, NIST), возможность использования которой для целей правоприменительной практики не подтверждена нормативными документами РФ.

В финансово-экономическом обосновании автор проекта федерального закона “О внесении изменений в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” утверждает, что принятие данного закона в “части порядка определения концентрации наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета”. Однако для решения вышеперечисленных вопросов потребуется выделение определенных финансовых средств из государственного бюджета всех уровней: федерального, региональных и местных бюджетов.

Считаем, что инициатива депутата А.А. Журавлева чрезвычайно актуальная и своевременная, но для принятия закона “О внесении изменений в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” необходимо выполнить все необходимые финансовые расчеты, провести необходимые подготовительные мероприятия, обеспечив их необходимым объемом финансирования.