Необходимость и способы расширения охвата медицинской помощи лиц с алкогольными наркологическими расстройствами

Доклад Т.В. Клименко – директора НИИ наркологии – филиал ФГБУ «ФМИНПН им. В.П. Сербского» Минздрава России на совещании, посвященном преодолению алкогольной смертности, в ГД РФ

13 февраля 2017 года

 В результате реализуемой алкогольной политики последние 5 лет в РФ наблюдается снижение уровня потребления алкоголя и устойчивая тенденция к снижению всех показателей зарегистрированной алкогольной заболеваемости. Но цифры официальной статистики не отражают реальной ситуации, поскольку не учитывают объемов производства и потребления неучтенного алкоголя, а также высокую латентность наркологической алкогольной патологии. По данным разных экспертов латентность по алкогольной зависимости находится в диапазоне от 1:5 до 1:10, а по пагубному употреблению алкоголя – в среднем 1:50.

Большинство лиц с алкогольными расстройствами не обращаются за наркологической помощью вследствие феномена анозогнозии (1) и из-за опасения быть стигматизированными (2) и ограниченными в правах – отказ на вождение транспортным средством и на владение оружием, ограничения на огромное число профессий и видов деятельности (3).

Существенный вклад в увеличение латентности наркологической патологии вносит система негосударственных наркологических организаций (медицинских и немедицинских), поскольку на практике сведения от них не попадают в статистические банки данных и регионального и федерального уровня.

Высокий уровень реальной алкогольной заболеваемости подтверждается высоким уровнем «пьяной» преступности и высоким уровнем алкогольной патологии у больных в общемедицинской сети (до 60 % больных общесоматических и специализированных поликлиник, диспансеров и больниц).

Все это позволяет с определенной долей критичности относиться к данным статистического федерального наблюдения в отношении зарегистрированной наркологической заболеваемости.

Высокий уровень латентности наркологических расстройств является общей проблемой для всех стран мира и расширение охвата медицинской помощью данной категории лиц осуществляется обычно за счет развития всех форм недобровольного их лечения (обязательное, альтернативное, принудительное). В США и европейских странах до 2/3 больных в системе оказания наркологической помощи лечатся там по приговору суда.

В РФ после отмены принудительного лечения (2003 г.) в настоящее время организована система обязательного лечения только от алкоголизма и только осужденных по статьям УК РФ: обязательное лечение от алкоголизма условно осужденных (ч. 5 ст. 73 УК РФ) и обязательное лечение от алкоголизма в системе ФСИН (ст. 18 УИК РФ).

При этом остаются неохваченными недобровольными формами медицинской помощи осужденные по статьям УК РФ с пагубным употреблением алкоголя, а также осужденные по статьям КоАП (и больные алкоголизмом и лица с пагубным употреблением алкоголя).

Сформированная в стране за последние годы система раннего выявления наркологических алкогольных расстройств (диспансеризация, все формы профилактических медицинских осмотров, медицинских наркологических освидетельствований, судебных экспертиз) не отвечает своей основной цели – профилактика, поскольку не сформирована система обязательного направления выявленных потребителей алкоголя по показаниям для участия в профилактических программах (лица с пагубным употреблением алкоголя), в лечении и реабилитации (больные алкоголизмом). Это существенно снижает профилактический потенциал всех организованных форм раннего выявления и их экономическую эффективность.

Также отсутствует система законодательного понуждения лиц, в отношении которых есть основание подозревать, что они находятся на работе в состоянии алкогольного опьянения, к их обязательному медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения.

В связи с этим предлагаем расширить охват медицинской помощью лиц с алкогольными наркологическими расстройствами за счет расширения всех форм недобровольного лечения в отношении лиц, совершивших правонарушения по статьям УК и КоАП (1) и в отношении лиц, находящихся на работе в состоянии алкогольного (и иного) опьянения (2).

Для этого необходимо внести следующие изменения в законы:

  • В отношении лиц, совершивших правонарушения по УК и КоАП:
  • Статьи УК РФ и УИК РФ статьи по обязательному лечению от алкоголизма (ст. 73 УК и ст. 18 УИК) дополнить обязательными профилактическими программами для лиц с пагубным употреблением алкоголя.
  • Статьи КоАП РФ по обязательному направлению наркопотребителей по показаниям в программы медицинской профилактики, лечения и реабилитации дополнить обязательным направлением по показаниям в профилактические программы, на лечение и реабилитацию лиц с алкогольными наркологическими расстройствами.
  • В отношении лиц, находящихся при исполнении трудовых обязанностей в состоянии опьянения:
  • Трудовой кодекс РФ дополнить нормами: 1) по результатам медицинских осмотров и медицинского освидетельствования, установивших у работника состояние опьянения, его направление на обязательную диагностику, медицинскую профилактику, лечение и реабилитацию как необходимое условие для решения вопроса о допуске к работе; 2) при выявлении у работника на предварительном медицинском осмотре (легко оспариваются в суде) состояния опьянения направление его на обязательное медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

На сегодняшний день на законодательном уровне и в подзаконных актах четко регламентированы: порядок установления и подтверждения состояния опьянения, а также наступающих в связи с этим последствий/ответственности только для одной категории граждан – водителей транспортных средств. Вполне возможно, что аналогичный порядок должен быть разработан в рамках Трудового кодекса РФ и соответствующих нормативных актах.

(3) В отношении родителей, злоупотребляющих алкоголем:

  • В Семейный кодекс РФ внести норму об обязательном лечении от пагубного потребления алкоголя и алкоголизма родителей с риском лишения родительских прав.

(4) В связи с масштабностью задач, поставленных правительством перед практическим здравоохранением в сфере профилактики, лечения и реабилитации наркологических больных, также необходимо:

  • Обучение врачей первичного звена здравоохранения краткосрочным диагностическим техникам и вмешательствам в отношении лиц с наркологическими алкогольными расстройствами (оперативный наркологический аудит).
  • Обеспечение центров Здоровья и отделений медицинской профилактики психологами и психотерапевтами для психокоррекционой и психотерапевтической помощи лицам с наркологическими расстройствами и созависимым лицам.
  • Введение обязательной дисциплины «наркология» в Федеральные образовательные стандарты высшего образования ВУЗов (во исполнение пункта 2.2.1 «Плана мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации): «….и включить обязательное изучение вопросов наркологии в учебные программы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования».
  • Введение разделов по вопросам наркологии в программы последипломного образования врачей всех специальностей, особенно врачей первичного звена.

(5) С целью организации эффективной системы раннего выявления лиц с проблемным употреблением алкоголя:

  • Организовать при наркологических службах регионов обучающие профилактические мероприятия для специалистов первичного звена и лиц, работающих с детьми и в молодежной среде, а также включить вопросы профилактики наркологических расстройств в программы аттестации (аккредитации) специалистов с высшим и средним медицинским образованием.
  • Внести изменения в закон об образовании. Допускать к осуществлению профилактической работы специалистов только после их обучения, так как специфика заболевания такова, что неправильно проведенная профилактическая работа, может вызвать неподдельный интерес к первой пробе алкоголя, наркотика.