Предложения по внесению в законодательство Российской Федерации положений, направленных на снижение в РФ потребления алкоголя и алкогольной заболеваемости

(подготовлены сотрудниками НИИ наркологии – филиала

ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России по запросу депутата Государственной Думы Российской Федерации Н.В. Говорина)

2 февраля 2017 года

  1. Привязать акцизы к изменению инфляции, особенно при ее росте
  2. Все коммерческие продукты, в состав которых входит этанол, подвести под единую ценовую политику. Это скоординирует цены на содержащие алкоголь аптечные и косметические средства в соответствии с ценами на алкогольную продукцию, что существенно снизит ценовую привлекательность аптечных и косметических средств.
  3. Запретить метанол к коммерческому обороту и использовать вместо него в коммерческой продукции менее токсичный изопропиленовый спирт.
  4. Запретить в сфере торговли проведение скидочных акций на алкогольную продукцию.
  5. Законодательно обеспечить на всех каналах ТВ в prime time бесплатное и обязательное место для социальной рекламы (антиалкогольная, антитабачная, пропаганда ЗОЖ, информация о горячих линиях, консультативных и информационных центрах по вопросам получения различных видов помощи уязвимым и пораженным лицам).
  6. Ответственная продажа алкоголя: разработать законодательное обеспечение и алгоритм поведения сотрудников ресторанов, которые могут отказать в продаже спиртных напитков посетителям, находящимся в сильной степени алкогольного опьянения. Данная норма широко применяется во многих европейских странах.

 

Совершенствование системы организации медицинской помощи лицам с алкогольными расстройствами

  1. Развитие системы недобровольного лечения в отношении потребителей алкоголя:

а) В УК РФ, наряду с обязательным лечением от алкоголизма условно осужденных, предусмотреть для них обязательный курс медицинских профилактических мероприятий в связи с пагубным употреблением алкоголя (ч. 5 ст. 73 УК РФ).

б) В УИК РФ, наряду с обязательным лечением от алкоголизма осужденных, предусмотреть для них обязательные медицинские профилактические мероприятия от пагубного употребления алкоголя (ч. 3 ст. 18 УИК РФ).

в) В КоАП РФ, наряду с обязанностью наркоправонарушителей пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и реабилитацию от наркомании, предусмотреть аналогичную обязанность для лиц, совершивших административные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения (п. 2.1 ст. 4.1 и ст. 6.9.1. КоАП).

  1. В цельях расширения доступности наркологической помощи больным с алкогольными расстройствами и преодоления латентности алкогольной патологии ввести в штат поликлиник (поликлинических отделений) должность врача психотерапевта, специализирующегося на оказании медицинской помощи лицам с алкогольными расстройствами, который находится в административном подчинении у администрации поликлиники, а с государственной наркологической службой взаимодействует только по методическим вопросам (для снятия наркологической стигмы).
  2. Участковые врачи и врачи специалисты поликлиник (поликлинических отделений), наряду с оказанием медицинской помощи по профилю своей специальности, проводят краткосрочные и простые в исполнении диагностические вмешательства по выявлению у пациентов алкогольной патологии. По показаниям направляют их для консультации и лечения специализирующемуся в сфере наркологии психотерапевту, который ведет прием больных в том же здании. В настоящее время в НИИ наркологии совместно с экспертами ВОЗ разрабатываются техника такого краткосрочного алкогольного аудита (не более 1-2 минут).

Это позволит расширить доступность наркологической помощи: 1) за счет ее интегрирования в общемедицинскую сеть; 2) вследствие увеличения обращаемости больных, поскольку лечение у врача психиатра-нарколога включено в перечень назначаемых лечащим врачом медицинских процедур и не влечет постановки на наркологический учет и связанных с этим ограничений на виды профессиональной деятельности.

Ожидаемые результаты: 1) увеличение охвата наркологической помощью больных с алкогольной патологией; 2) снижение числа уголовных и административных правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения; 3) снижение объемов временной нетрудоспособности и инвалидности вследствие общесоматических заболеваний, спровоцированных злоупотреблением алкоголя; 4) снижение смертности вследствие злоупотребления алкоголем и ассоциированных с этим общесоматических заболеваний; 5) увеличение общей трудоспособности населения страны.