Отзыв на текст «Об утверждении Порядка прохождения работниками ведомственной охраны ежегодного медицинского осмотра, предусмотренного статьей 6 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране»

Отзыв на текст размещенного на федеральном портале проекта приказа Минздрава России «Об утверждении Порядка прохождения работниками ведомственной охраны ежегодного медицинского осмотра, предусмотренного статьей 6 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране», включающего в себя  химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и формы заключения, выдаваемого по его результатам» 21 мая 2018 года

 

  1. Содержание проекта приказа не соответствует смыслу статьи 6 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее – Федеральный закон № ФЗ-77) и противоречит названию того же проекта приказа.

В соответствии с текстом статьи 6 Федерального закона № ФЗ-77 «Работники ведомственной охраны обязаны ежегодно проходить профилактический медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, …».  Таким образом, в данной статье речь идет не о введении самостоятельного вида профилактического медицинского осмотра в форме проведения химико-токсикологические исследования (далее  ХТИ) на наличие в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (далее  – ПАВ), как это предлагается в рецензируемом проекте приказа, а о проведении профилактического медицинского осмотра, понимание которого сформулировано в  приказе Минздрава России от 6.12.12. № 1011н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра» (далее – приказ Минздрава России № 1011н), но с включением ХТИ на наличие ПАВ.

Согласно приказу Минздрава России № 1011н и части 2 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № ФЗ-323)  проведение профилактического медицинского осмотра направлено не только на выявление ПАВ, а на «…раннее выявление отдельных хронических неинфекционных заболеваний (состояний), …факторов риска их развития ….(…курение табака, пагубное потребление алкоголя,…), а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача».

Профилактические медицинские осмотры работникам ведомственной охраны не могут быть ограничены только проведением ХТИ на выявление ПАВ, как это предусмотрено рецензируемым проектом приказа, и должны быть проведены в полном объеме, поскольку их профессиональная деятельность связана с вредными и опасными производственными факторами, в том числе с владением оружием, и они допускаются   к данной работе только при отсутствии у них медицинских противопоказаний в соответствии с приказом Миндравсоцразвития России от 1.04.211 г № 302н, а не только при отрицательных результатах ТТИ на наличие ПАВ, как это предусмотрено данным проектом приказа.

В соответствии с этим необходимо:

1)   расширить сформулированную в пункте 2 проекта приказа цель профилактического медицинского осмотра и сформулировать ее в редакции пункта 2 приказа Минздрава России № 1011н: «Профилактический медицинский осмотр проводится в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача…»;

2) в соответствии с измененной и расширенной редакцией цели профилактического медицинского осмотра необходимо расширить содержание текста проекта приказа и изменить форму выдаваемого по его результатам заключения.

  1. В пункте 6 проекта приказа указано, что «медицинские осмотры проводятся в медицинских организации организациях и иных организациях независимо от их организационно-правовой формы…».

 Немедицинское потребление ПАВ наблюдается  на всех последовательных этапах формирования зависимости от ПАВ (эпизодическое потребление ПАВ, систематическое потребление ПАВ, потребление ПАВ с пагубными последствиями синдром зависимости от ПАВ), которая относится к хроническим психическим расстройствам с рецидивирующим течением и возможностью формирования, как различной продолжительности состояний ремиссии, так и рецидивов и обострений заболевания. Особенности клинической динамики пагубного потребления ПАВ и синдрома зависимости от ПАВ таковы, что их клиническая диагностика основана на комплексном клинико-психопатологическом анализе состояния обследуемого с проведением ХТИ,  в совокупности с анализом клинико-анамнестических данных. При этом клинико-анамнестические данные должны быть максимально объективизированы, поскольку пациенты  склонны по разным причинам и с разными целями не только искажать наркологический анамнез, но и категорически его отрицать. Это особенно актуально в состоянии даже непродолжительной ремиссии зависимости от ПАВ, а также в период временного воздержания от приема ПАВ. В связи с этим однократный, хотя и ежегодный  медицинский осмотр, в том числе с проведением ХТИ на ПАВ не позволяет осуществить верифицированную клиническую диагностику наркологического расстройства, а позволяет только сделать заключение о том, что на момент медицинского осмотра данных о наличии психических и поведенческих расстройств вследствие употребления ПАВ не выявлено.

Такой подход к диагностике наркологических расстройств категорически недопустим в отношении работников ведомственной охраны, трудовая деятельность которых связана с повышенными рисками для себя и окружающих лиц, в том числе с владением оружием.

В связи с этим  предлагаем внести дополнение в редакцию пункта 6 проекта приказа и указать, что осмотр врача психиатра-нарколога и ХТИ в рамках профилактического медицинского осмотра проводятся по месту жительства (пребывания) обследуемого лица, о чем в медицинскую организацию, где проводится профилактический медицинский осмотр,  предоставляется в установленной форме справка.

 

  1. Пунктом 19 проекта приказа предусмотрен закрытый перечень ПАВ, по которым проводится ХТИ.

Однако мировой и отечественный рынок ПАВ постоянно меняются, ежегодно появляются новые ПАВ, которые вытесняют ранее широко распространенные. Кроме того в разных субъектах Российской Федерации структура наркорынка отличается. Поэтому перечень анализируемых при ХТИ ПАВ должен устанавливаться ежегодно, например, решением антинаркотической комиссиям субъекта Российской Федерации в соответствии с актуальной структурой территориального наркорынка.

 

  1. Пункт 25 проекта приказа противоречит положениям действующего законодательства, поэтому его редакцию необходимо пересмотреть.

Это связано со следующими обстоятельствами: 1) методы предварительных ХТИ  не являются высокоспецифичными, могут давать как ложноположительные, так и ложноотрицательные результаты, поэтому вынесение решения только на основании их результатов недопустимо; 2) противоречит  приказу Минздравсоцразвития № 40, согласно которому при положительных результатах предварительных ХТИ обязательно проводятся подтверждающие исследования; 3) противоречит статье 13 Федерального закона № 323-ФЗ о соблюдении врачебной тайны.

 

  1. В пункте 31 проекта приказа указано, что «положительные результаты подтверждающих ХТИ являются медицинскими противопоказаниями к допуску к работам…, предусмотренным приложением № 3 к Приказу Миндравсоцразвития России от 1.04.211 г № 302н.

Данная редакция пункта 31 требует изменения, поскольку: 1) противоречит приказу приказу Миндравсоцразвития России от 1.04.211 г № 302н, в котором перечислены медицинские противопоказания, к которым относятся различные заболевания, в том числе психические и поведенческие расстройства вследствие употребления ПАВ, а только установленный факт наличия ПАВ в биологических средах не относится к психическим и поведенческим расстройствам вследствие употребления ПАВ; 2) противоречит пункту 1 того же проекта приказа, где сказано,  что  целью данных медицинских осмотров является «раннее выявление немедицинского потребления ПАВ, что может быть установлено только по результатам медицинского осмотра, а не по результатам ХТИ; 3) противоречит пункту 32 того же проекта приказа, где указано, что «по завершении медицинского осмотра врач психиатр-нарколог оформляет заключение».

  1. В приложении 2 к проекту приказа приведена форма заключения о результатах проведенного сотруднику вневедомственной охраны профилактического медицинского осмотра, в котором указываются только данные об отсутствии выявленных ПАВ.

Предложенная в приложении  проекта приказа форма «Заключения, выдаваемого по результатам прохождения….медицинского осмотра…., включающего в себя химико-токсикологические исследования….»  не соответствует заключению профилактического медицинского осмотра, которая предусмотрена приказом Минздрава России № 1011н, потому она должна быть приведена в соответствие.