Предложения по внесению изменений в действующую редакцию приказа Минздрава России от 18 декабря 2015 г. N 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического и иного токсического)»

(подготовлены в инициативном порядке и направлены директору Департамента организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Минздрава России О.И. Гусевой)

11 декабря 2017 года

Уважаемая Оксана Игоревна!

 Анализ практики применения нормативного правового регулирования медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) показывает актуальность приведения его в соответствие с требованиями современной наркоситуации. Прошу Вас рассмотреть возможность и целесообразность внесения в действующую редакцию приказа Минздрава России от 18 декабря 2015 г. N 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического и иного токсического)» следующих изменений.

  1. В тексте приказа Минздрава России № 933н (далее – Приказ) и во всех приложениях к нему предусмотреть возможность вынесения следующих вариантов медицинского заключения: 1) установлено состояние опьянения психоактивным веществом (далее – ПАВ); 2) установлен факт употребления ПАВ; 3) факт употребления ПАВ и состояние опьянения ПАВ не установлено; 4) от медицинского освидетельствования освидетельствуемый (законный представитель освидетельствуемого) отказался. В действующей редакции Приказа варианты медицинского заключения «установлен факт употребления ПАВ» и «факт употребления ПАВ не установлен» не предусмотрены.

Актуальность данного дополнения связана с тем, что в соответствии с «Примечанием» к статье 12.8 КоАП РФ административным правонарушением является не только управление транспортным средством в состоянии опьянения ПАВ, но и установление факта употребления алкоголя водителем транспортного средства и/или установление наличия наркотических средств или иных психотропных веществ в организме гражданина.

  1. Привести в соответствие с «Примечанием» к статье 12.8 КоАП РФ и с пунктом 2 приложения 1 к Приказу название Приказа. Рекомендуемая редакция названия Приказа «Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, новых потенциально опасных психоактивных, одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ».
  2. Изменить редакцию пункта 18 приложения 1 Приказа и указать, что медицинское заключение “состояние опьянения не установлено” выносится при отсутствии у гражданина клинических признаков опьянения. Данная формулировка является достаточной для вынесения такого заключения, поскольку при отсутствии у гражданина (за исключением водителя транспортного средства) клинических признаков опьянения у него не проводится отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологическое исследование (далее – ХТИ).
  3. Предусмотреть возможность проведения подтверждающих ХТИ даже при получении отрицательных результатов на предварительном этапе ХТИ, поскольку на отечественном наркорынке появились новые ПАВ, большинство из которых не детектируется иммунохимическими методами. Это существенно увеличит эффективность медицинского освидетельствования по выявлению потребителей новых ПАВ.
  4. Рассмотреть вопрос о диагностической и экономической эффективности предварительных ХТИ (стоимость ХТИ на одно ПАВ до 500 рублей при минимальных возможностях детектирования) и целесообразности их исключения из порядка ХТИ, поскольку на российском наркорынке появилось огромное число новых ПАВ, которые не детектируются методами предварительных ХТИ.
  5. Рассмотреть вопрос о возможности исключения из приложения 3 к Приказу перечень ПАВ для обязательного ХТИ и передать решение данного вопроса на региональный уровень или даже на решение врача, который проводит медицинское освидетельствование. Это позволит исключить излишние финансовые расходы медицинских наркологических организаций и бюджетов РФ (стоимость одного исследования до 500 рублей) в постоянно меняющегося наркорынка, появления и распространения новых ПАВ и вытеснения ими ранее распространенных ПАВ.
  6. Определить (установить) допустимое пороговое значение концентрации алкоголя в моче и в крови водителей транспортного средства и соотношение концентрации алкоголя и иных ПАВ в моче и крови для установления степени тяжести состоянии опьянения ПАВ у потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП) и иных граждан, которые находятся в беспомощном состоянии, в том числе у трупа.
  7. Расширить перечень граждан, в отношении которых производится медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие состояния опьянения, фактов употребления ПАВ за счет потерпевших по административным и уголовным делам, в том числе у трупа.
  8. Разработать регламент медицинского освидетельствования на состояние опьянения ПАВ водителей транспортного средства и потерпевших по административным и уголовным делам, находящимся в беспомощном состоянии, в том числе у трупа.
  9. Исключить приложение 2 «Клинические признаки опьянения» из текста Приказа, поскольку конкретные признаки опьянения различными ПАВ содержаться в специализированной литературе и входят во все программы подготовки врача по специальности «психиатрия-наркология».
  10. Расширить перечень медицинских организаций, которые проводят подготовку медицинских работников (врачи, фельдшера) по вопросам проведения медицинского освидетельствования, за счет кафедр медицинских ВУЗов, научных и научно-практических центров по профилю «психиатрия-наркология».

 

Генеральный директор         З.И. Кекелидзе

Исп. Т.В. Клименко