Информационные материалы по вопросу недобровольных мер лечебно-профилактического характера в отношении лиц, совершивших правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, как механизм профилактики повторных правонарушений

Подготовлены к заседанию ГД РФ 13.06.2017

Согласно современным представлениям наиболее эффективной считается алкогольная политика, основанная на сбалансированном применении мер профилактического, терапевтического, ограничительного и репрессивного характера – так называемая рестриктивная или сбалансированная модель [11].

Сбалансированная модель как алкогольной, так и антинаркотической политики принципиально отличается от модели репрессивной, рассматривающей злоупотребление алкоголем и наркотиками исключительно в социальном и морально-нравственном аспекте, и в соответствии с этим основанной только на мерах репрессивного противодействия [37, 39, 40], а также от модели либеральной, рассматривающей все наркологические расстройства исключительно с биологических позиций и ограничивающей все меры противодействия только лечебно-профилактическими мероприятиями [1-6, 21, 23]. Например, в Швеции в 1960-е годы в результате распространения либеральных подходов к лицам, злоупотребляющим алкоголем и наркотиками, были закрыты муниципальные органы по поддержанию трезвости, алкоголизм и наркомания были объявлены заболеваниями, дающими право человеку на больничный лист, а со временем – на преждевременное получение пенсии в полном объеме [23, 38].

Сбалансированная модель алкогольной и антинаркотической политики основана на том, что все наркологические расстройства относятся к биопсихосоциодуховным расстройствам, в развитии которых имеют значение не только биологические, но и многообразные социальные факторы [7, 20], роль которых на последовательных этапах формирования наркологических расстройств различная (так называемая синэргическая модель формирования зависимости по П.И. Сидорову, 2007) [24-25]. В соответствии с этим меры противодействия пагубному употреблению алкоголя и наркотиков должны носить комплексный характер и включать меры как ограничительно-репрессивного, так и лечебно-профилактического характера [9-10].

В Российской Федерации после антиалкогольной компании середины 1980-х годов, основанной исключительно на репрессивных мерах и мерах жесткого ограничения доступности алкоголя населению, наблюдался продолжительный период либерального отношения к лицам, злоупотребляющим алкоголем и больным алкоголизмом [14-15, 17, 35]: 1) были отменены все формы принудительного лечения больных алкоголизмом [30]; 2) состояние алкогольного опьянения было исключено в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) из перечня отягчающих вину обстоятельств (ст. 63 УК РФ); 3) решением Комитета конституционного надзора СССР от 25 октября 1990 года употребление алкоголя и наркотиков было приравнено к правам человека, который «ни перед кем не обязан отвечать за своё здоровье» [16].

В последние годы алкогольная политика Российской Федерации становится все более сбалансированной с паритетным развитием мер репрессивно-ограничительного и лечебно-профилактического характера [20].

В УК РФ внесены дополнения, согласно которым судья (суд), назначающий наказание, может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя (ч. 1.1 ст. 63 УК РФ) [31].

Введен комплекс мер, ограничивающих доступность алкоголя потребителю: ограничение продажи спиртного по времени суток, месту продажи и возрасту покупателя [28], снижение концентрации допустимого содержания алкоголя в биологических средах водителя транспортного средства, развитие системы различных форм профилактических медицинских осмотров, в том числе предрейсовых и послерейсовых [29], осуществляется плановое повышение акцизов на алкогольную продукцию.

Наряду с комплексом ограничительных мер стали все более широко развиваться мероприятия по формированию у населения культуры здорового образа жизни, к продвижению и реализации которых привлекаются все социально ориентированные ведомства.

Комплекс ограничительных мер в совокупности с уже имевшимися мерами репрессивного характера, предусмотренными УК РФ и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), а также развитие профилактических программ по формированию у населения здорового образа жизни позволили в последние годы достичь значительных успехов по снижению уровня потребления алкоголя населением и тяжести связанных с этим медицинских и социальных последствиий:

  • снижение употребление алкоголя на душу населения – с 18 литров на человека в 2000-е годы до 13 литров в 2013 году [47];
  • снижение «пьяной» преступности в ночное время как результат введенных ограничений продажи алкоголя в вечерне-ночное время суток [48];
  • снижение зарегистрированной заболеваемости алкогольными расстройствами: по данным за 2013 г., в динамике по сравнению с 2010 г. отмечено снижение показателей заболеваемости синдромом зависимости от алкоголя среди детей в 2,4 раза, среди подростков – в 1,9 раза, среди взрослых – в 1,4 раза [18];
  • уменьшение количества отравлений от спиртосодержащей продукции: по данным Роспотребнадзора, в 2013 г., по сравнению с 2012 г., снижение в целом по Российской Федерации в 1,1 раза (в том числе с летальным исходом – в 1,1 раза).

 

Однако, несмотря на достигнутые позитивные результаты, проблема злоупотребления алкоголем населением сохраняет свою социальную актуальность и остается одной из основных причин преждевременной смерти, снижения трудового потенциала страны, развития огромного числа так называемых неинфекционных заболеваний [22, 46], разрушенных семей, высокого уровня детской беспризорности и безнадзорности [19, 27, 41]. Достаточно высокой остается доля правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. По данным МВД России, за период с января по декабрь 2014 г. почти каждое третье преступление (29,9%) было совершено в состоянии алкогольного опьянения [26]. Сохраняется тенденция к росту данного показателя: за январь 2014 г. на преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, приходилось 27,5% среди общего массива правонарушений, что было на 28,4% выше аналогичного показателя за 2013 г. [49].

За 11 месяцев 2014 года на фоне снижения количества дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) со смертельным исходом на 11% увеличилось количество ДТП, совершённых пьяными водителями. При участии пьяных водителей за указанный период времени произошло около 14 400 аварий, при этом, по данным государственной инспекции по безопасности дорожного движения, виновными в авариях нередко признаются не только водители в состоянии алкогольного опьянения, но и пьяные пешеходы.

Клинико-социально-демографический анализ лиц, злоупотребляющих алкоголем и обеспечивающих в своей совокупности огромное число социальных проблем, показывает, что большинство из них, несмотря на предпринимаемые в отношении них меры ограничительно-репрессивного характера, продолжают злоупотреблять алкоголем:

  • большинство задержанных сотрудниками правоохранительных органов «пьяных» водителей транспортных средств в прошлом уже привлекались за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения;
  • 80% правонарушителей-рецидивистов имеют проблемы, связанные с употреблением алкоголя;
  • большинство лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, в прошлом уже совершали преступления в состоянии алкогольного опьянения.

В отношении лиц, привлеченных к уголовной ответственности и страдающих алкоголизмом, российское законодательство предусматривает возможность применения мер лечебно-профилактического характера:

  1. В соответствии с частью 5 статьи 73 УК РФ на условно осужденных лиц суд может возложить «исполнение обязанности пройти курс лечения от алкоголизма.
  2. В соответствии с частью 3 статьи 18 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ), к осужденным, больным алкоголизмом, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение.

В отношении лиц, привлеченных к административной ответственности, никаких мер лечебно-профилактического воздействия КоАП не предусматривает. Но большая доля повторных административных правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, свидетельствует о том, что  предусмотренные уголовным и административным законодательством меры наказания несоразмерны совершенному противоправному деянию и не обеспечивают достижения главной цели наказания – предупреждение совершения повторных правонарушений. Это свидетельствует о том, что ограничительно-репрессивных мер по предупреждению злоупотребления алкоголем и развития алкоголизма недостаточно. Необходимы меры лечебно-профилактического характера, направленные на прерывание биопсихосоциодуховного патологического процесса алкогольной болезни.

Вовлечение лиц с алкогольными расстройствами в лечебно-профилактические программы осложняется тем, что для всех наркологических заболеваний и для алкогольных расстройств в том числе типично развитие феномена анозогнозии – непринятия и отторжения факта наличия болезни и связанных с ней негативных медицинских и социальных последствий. Это является одной из основных причин низкой обращаемости лиц с алкогольными расстройствами за медицинской помощью, увеличивает латентность алкогольной патологии [8], обусловливает повторность совершения связанных с употреблением алкоголя уголовных и административных правонарушений, поддерживает асоциальный стереотип поведения лица с алкогольными расстройствами.

Во всех развитых странах уже много лет в комплексе мер по снижению уровня потребления алкоголя населением и связанных с этим медицинских и социальных последствий широко применяется система мер лечебно-профилактического характера в отношении лиц, совершивших уголовные и административные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения и (или) имеющих алкогольную зависимость [12-13, 34, 36, 42 ,45]. Эта система мер предполагает, наряду с установленным законом наказанием по данному составу уголовного или административного правонарушения, наложение судом осужденному обязанности пройти курс лечения по поводу алкоголизма при наличии у осужденного синдрома алкогольной зависимости или обязательный профилактический курс при отсутствии у осужденного алкоголизма [43, 44].

Подобная система мер лечебно-профилактического характера сформирована в Российской Федерации в отношении потребителей наркотиков, которые осуждены за некоторые составы уголовных и административных правонарушений: 1) статья 72.1 УК РФ, согласно которой суд при назначении основного наказания осужденному, признанному больным наркоманией, может возложить на него «обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию» [32]; 2) статья 82.1 УК РФ о возможности предоставления отсрочки от отбывания наказания осужденному к лишению свободы, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, предусмотренное частью 1 статьи 228, частью 1 статьи 231 и статьей 233 УК РФ, и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую и (или) социальную реабилитацию [33]; 3) пункт 2.1 статьи 4.1. КоАП, согласно которому «при назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача» [32]; 4) примечание к статье 6.9 КоАП, в соответствии с которым освобождаются от административной ответственности лица, совершившие правонарушения, предусмотренные статьей 6.9 и частью 3 статьи 20.20 КоАП, если они добровольно обратились в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Таким образом, в отношении осужденных, потребляющих наркотики и (или) страдающих наркоманией, законодателем создана система мер по вовлечению их в лечебно-профилактические мероприятия. В отношении осужденных с пагубным употреблением алкоголя и (или) страдающих алкогольной зависимостью аналогичной системы мер российским законодательством не предусмотрено.

Это ставит в неравное положение осужденных с наркологическими расстройствами вследствие употребления алкоголя и осужденных с наркологическими расстройствами вследствие употребления наркотических средств и психотропных веществ и нарушает принцип равенства перед законом, установленный статьей 1.4 КоАП. В частности, в соответствии с примечанием к статье 6.9 КоАП освобождаются от административной ответственности лица, совершившие правонарушения, предусмотренные частью 3 статьи 20.20 КоАП («потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах»), если они добровольно обратились в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. В то же время к лицам, привлеченным к административной ответственности за распитие алкогольных напитков в запрещённых законом местах в соответствии с частью 1 и 2 статьи 20.20 КоАП такая возможность законом не предусмотрена.

В связи с этим логичным является постановка вопроса о необходимости законодательного расширения комплекса мер, предусматривающих наделение суда полномочиями при назначении основного наказания лицам, совершившим правонарушение в состоянии алкогольного опьянения, возложения на них обязанности пройти диагностику и профилактические мероприятия, а при необходимости – лечение, медицинскую и социальную реабилитацию в связи с пагубным употреблением алкоголя и (или) алкогольной зависимостью. Для реализации этой цели предлагается рассмотреть вопрос о внесении следующих изменений и (или) дополнений в законодательные акты Российской Федерации (выделены курсивом):

  1. Часть 2 статьи 3.8 КоАП:

«Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет, за исключением срока лишения специального права в виде права управления транспортным средством, который может превышать максимальный период на время, необходимое для окончания срока профилактических мероприятий, лечения и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации от пагубного употребления алкоголя и (или) немедицинского употребления наркотиков и (или) наркомании и (или) алкоголизма».

  1. Пункт 2.1 статьи 4.1 КоАП:

«При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, а также лицу, совершившему административное правонарушение в состоянии алкогольного опьянения суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и (или) пагубным употреблением алкоголя и (или) наркоманией и (или) алкоголизмом. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

  1. Статья 6.9.1. Уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и (или) пагубного употребления алкоголя и (или) наркомании и (или) алкоголизма.

«Уклонение лицом от возложенной на него судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия и (или) лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и (или) пагубным употреблением алкоголя и (или) наркомании и (или) алкоголизма, –…».

Примечание. Лицо считается уклоняющимся от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и (или) пагубного употребления алкоголя и (или) наркомании и (или) алкоголизма, если оно не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача.

  1. В статью 29.10 КоАП добавить пункт 7 следующего содержания:

«При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, а также в отношении лица, совершившего административное правонарушение в состоянии алкогольного опьянения, судья возлагает на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия и (или) лечение и (или) медицинскую и (или) социальную в связи с пагубным употреблением алкоголя и (или) потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и (или) алкоголизмом и (или) наркоманией с указанием конкретной медицинской организации или организации социальной реабилитации.

  1. Статья 72.1 УК РФ. Назначение наказания лицу, признанному больным наркоманией и алкоголизмом:
  2. При назначении лицу, признанному больным наркоманией и (или) алкоголизмом, основного наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы суд может возложить на осужденного обязанность пройти лечение от наркомании и (или) алкоголизма и медицинскую и (или) социальную реабилитацию.
  3. Контроль за исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и (или) алкоголизма и медицинскую и (или) социальную реабилитацию осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией.
  4. Статья 82.1. Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией и (или) алкоголизмом:
  5. Осужденному к лишению свободы, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, предусмотренное частью 1 статьи 228, частью 1 статьи 231 и статьей 233 настоящего Кодекса, и (или) осужденному, признанному больным алкоголизмом, изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании и (или) алкоголизма, а также медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медицинской реабилитации, социальной реабилитации, но не более чем на пять лет.
  6. В случае, если осужденный, признанный больным наркоманией и (или) алкоголизмом, отбывание наказания которому отсрочено, отказался от прохождения курса лечения от наркомании и (или) алкоголизма, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклоняется от лечения после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденного, суд по представлению этого органа отменяет отсрочку отбывания наказания и направляет осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда.
  7. После прохождения курса лечения от наркомании и (или) алкоголизма, медицинской реабилитации, социальной реабилитации и при наличии объективно подтвержденной ремиссии, длительность которой после окончания лечения, медицинской реабилитации, социальной реабилитации составляет не менее двух лет, суд освобождает осужденного, признанного больным наркоманией и (или) алкоголизмом, от отбывания наказания или оставшейся части наказания.
  8. В случае, если в период отсрочки отбывания наказания осужденный, признанный больным наркоманией и (или) алкоголизмом, совершил новое преступление, суд отменяет отсрочку отбывания наказания, назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 настоящего Кодекса, и направляет осужденного в место, назначенное в соответствии с приговором суда.

Данные законодательные меры позволят вовлекать в лечебно-профилактические мероприятия всех правонарушителей, которые совершили уголовные и административные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения. Это может быть рассмотрено, как эффективная мера профилактики совершения повторных правонарушений аналогичного типа и направлено на повышение эффективности государственной системы мер по снижению уровня потребления алкоголя и предупреждению связанных с этим уголовных и административных правонарушений.

Список литературы:

  1. Борьба с незаконным распространением наркотиков в странах Западной Европы // Проблемы преступности в капиталистических странах. – М., 1986. – № 3. – С. 20-23.
  2. Борьба с распространением наркотиков в США // Борьба с преступностью за рубежом. – М., 1992. – № 4. – С. 10.
  3. Борьба полиции и таможни Великобритании с нелегальным ввозом наркотиков // Проблемы преступности в капиталистических странах. – М., 1986. – № 3. – С. 37-38.
  4. Борьба с наркоманией по уголовному законодательству США, Великобритании, Франции, ФРГ. // Законодательство рубежных стран. Обзорная информация. – М., 1989. – № 1.
  5. Генеральная стратегия департамента по борьбе с распространением наркотиков (США) // Борьба с преступностью за рубежом. – М., 1994. – № 1. – С. 12-25.
  6. Гиленсен В.М. Система федеральных полицейских органов США, осуществляющих борьбу с наркоманией. – М., 1983.
  7. Гофман А.Г. Клиническая наркология. – М., 2003. – 214 с.
  8. Демина М.В., Чирко В.В. Очерки клинической наркологии: Наркомании и токсикомании: Клиника, течение, терапия: Медпрактика. – М., 2002. – 240 с.
  9. Дмитриева Т.Б., Игонин А.Л., Клименко Т.В. и соавт. Наркотическое и алкогольное опьянение: лечебно-диагностический и судебно-психиатрический аспекты. Пособие для врачей. – М., 1998. – 176 с.
  10. Дмитриева Т.Б., Игонин А.Л., Клименко Т.В., Пищикова Л.Е., Кулагина Н.Е. Злоупотребление психоактивными веществами (общая и судебно-психиатрическая практика). – М., 2000. – 300 с.
  11. Дмитриева Т.Б., Клименко Т. Политика государства и общества по преодолению социально значимых проблем злоупотребления наркотиками (системный кризис антиалкогольной политики в России)  // Наркология. – 2008. – № 5. – С. 9-14.
  12. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 1996 г. (издание Организации Объединенных Наций).
  13. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2007 г. (издание Организации Объединенных Наций).
  14. Зазулин Г.В. Наркоэпидемия. Политика. Менеджмент. СПб.: Изд-во СПб. университета, 2003. – 288 с.
  15. Зазулин Г.В. Либеральный виток в наркополитике России длинной в 12 лет // СПб. университет. Специальный выпуск (3604). – 2002. 26 июня.
  16. Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 25.10.1990 № 8 (2-10) “О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией».
  17. Иванов В.П. О наркоситуации в Российской Федерации: новые вызовы и угрозы. Источник: http://www.narkotiki.ru/gnk_6614.html.
  18. Киржанова В.В. Современные проблемы мониторинга наркологической ситуации (медицинский аспект): Доклад на совещании главных наркологов органов управления здравоохранением субъектов РФ, 2014: nncn.ru/11_21.html
  19. Кирпиченко А.А., Клименко Т.В. Алкогольная зависимость у женщин с различными формами социального функционирования: Монография. – М.: ФГУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского» Минздравсоцразвития России, 2011. – 292 с.
  20. Клинические и организационные вопросы наркологии / Под ред. Е.А. Кошкиной. – М.: Гениус Медиа. – 2011. – 580 с.
  21. Линдесмит А.Р. Наркоман и закон. – 1964.
  22. Немцов А.В. Алкогольная смертность в России 1980–90-е гг. – М.: «NALEX», 2001.
  23. О борьбе с алкоголизмом и наркоманией в Швеции // Борьба с преступностью за рубежом. – М., 1993. – № 3. – С. 3.
  24. Психосоматическая медицина: руководство для врачей / П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова / под ред. П.И. Сидорова. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 564 с.
  25. Сидоров П.И. Наркологическая превентология: МедПресс, 2006.
  26. Состояние преступности – январь-декабрь 2014 года https:/mvd.ru/forder/101762/item/2994866
  27. Социальный мониторинг «Инноченти», 2006 г. Флоренция: Детский фонд ООН, 2006. – С. 16.
    http://unicef-icdc.it/publications/pdf/ism06_overview_rus.pdf
  28. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 259-ФЗ).
  29. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 437-ФЗ)
  30. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ.
  31. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 63 Уголовного кодекса российской федерации» от 21.10.2013 № 270-ФЗ.
  32. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25.11.2013 № 313-ФЗ.
  33. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 25.11.2013 № 317-ФЗ.
  34. Фридман Л.С., Флеминг Д.Х, Робетс, Хайман С.Е. Наркология / Перев. с англ. – М.: Спб.: Бином. Невский Диалект, 1998. – 318 с.
  35. Шнайдер Б. Золотой треугольник / Пер. чеш. Отв. ред. В.И. Корнеев. – М., 1989.
  36. Adler H., Lidberg L. Characteristics of repeat killers in Sweden // Crim. Behav. Ment. Health, 1995, 5/2, – P. 9-13.
  37. Вai, Y. T. (2001). The anti-opium campaign movement in the early 1950s. CPCHistory, 10, 38-41.
  38. Нartelius Jonas. Narkotikatpidemier. Stockholm, SCI, 2005.
  39. McCoy, C. B., Lai, S., Metsch, L. R., Wang, X., Li, C., Yang, M. & Li, Y. L. (1997). No pain no gain: establishing the Kunming, China, drug rehabilitation center. Journal of Drug Issues, 27, 73-85.
  40. МcCoy, A. (2003). The politics of heroin: CIA complicity in the global drug trade: Afghanistan, Southeast Asia, Central America, Colombia. Chicago: Lawrence Hill Books.
  41. Social Monitor Innocenti 2006. Florence: UNICEF, 2006. – P. 62.
  42. Greenfeld L.A. Alcochol and crime: An Analysis of National data on the Prevalence of Alcochol Invovlement in Crime. Report prepared for Assistant attorney Generals National symposium on Alcochol Abuse and Crime. – Washington, 1998.
  43. United State Government Accountability Office. Adult Drug Courts: Washington, D.C., 2005.
  44. Luxemburg, Оffice for Оfficial Publications of the European communities. 2002. – P. 20).
  45. United State Government Accountability Office. Adult Drug Courts: Washington, D.C., 2005.
  46. World Development Indicators Online. Washington, DC: World Bank, Electronic version.

Источник: http://web.worldbank.org/ WBSITE/EXTERNAL/DATASTATISTICS/0,,contentMDK:20398986~pagePK:64133150~piPK:64133175~theSitePK:239419,00.html.

  1. Источник: http://medportal.ru/mednovosti/news/2013/10/17/084alco
  2. Источник: 68news.Ru: www.nov-vremya.ru/news-13-2512.html
  3. Источник: https://mvd.ru/folder/101762//?noredirect