Предложения по оптимизации комплекса мер профилактики расстройств алкогольного спектра и правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, за счет расширения недобровольных форм лечения лиц с алкогольной зависимостью

подготовлены сотрудниками НИИ наркологии – филиал ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России по запросу депутата Государственной Думы Российской Федерации Н.В. Говорина

14 февраля 2017 года

Актуальность проблемы. Высокая социальная значимость злоупотребления алкоголем определяется следующими обстоятельствами:

  • является основным фактором демографического и социального кризиса, общенациональной угрозой на уровне личности, семьи, общества, государства;
  • является третьим ведущим фактором риска плохого состояния здоровья населения;
  • является фактором, провоцирующим получение разного рода травм, возникновение дорожно-транспортных происшествий и противоправное поведение граждан: в состоянии алкогольного опьянения совершается 72,2% убийств, 64 % преступлений на сексуальной почве, 57 % случаев бытового насилия и 54 % случаев насилия над детьми;
  • связанная с употреблением алкоголя смертность от внешних причин и высокая общая болезненность созависимых лиц создают повышенную нагрузку на медицинские службы (около 10% бюджета больниц идут на ликвидацию медицинских последствий пьянства и алкоголизма); разрушенные вследствие пьянства семьи и связанная с этим детская беспризорность и безнадзорность, рост числа детей-инвалидов по группе психических расстройств в указанных неблагополучных семьях существенно увеличивают нагрузку на социальные службы;
  • рост «пьяной» преступности и десоциализация больных алкоголизмом создает дополнительные проблемы в деятельности правоохранительных органов;
  • высокая смертность и сокращение продолжительности жизни среди больных алкоголизмом приводят к снижению трудового потенциала страны и уменьшению числа призывников на срочную военную службу;
  • материальный ущерб вследствие пожаров, аварий, дорожно-транспортных происшествий и иной порчи имущества, нанесенный лицами в состоянии алкогольного опьянения, наносят прямые финансовые потери не только семьям зависимых лиц, но и окружающим лицам и обществу в целом.

Таким образом, общее бремя злоупотребления алкоголем и алкогольной зависимости напрямую или опосредованно касается общества в целом и каждого гражданина страны, а масштабность социально значимых последствий злоупотребления алкоголем достигает размеров, представляющих угрозу национальной безопасности страны.

 Алкогольная политика Российской Федерации и ее результаты. После антиалкогольной кампании середины 1980-х годов, основанной на мерах жесткого ограничения доступности алкоголя населению, в 1990-е годы наблюдался продолжительный период либерального отношения к потреблению алкоголя, к лицам, злоупотребляющим алкоголем и больным алкоголизмом:

  • были отменены все формы принудительного лечения больных алкоголизмом;
  • состояние алкогольного опьянения было исключено в УК РФ[1] из перечня отягчающих вину обстоятельств (статья 63 УК РФ);
  • решением Комитета конституционного надзора СССР от 25 октября 1990 года употребление алкоголя и наркотиков было приравнено к правам человека, который «ни перед кем не обязан отвечать за своё здоровье».

С начала 2000-х годов алкогольная политика Российской Федерации становится более сбалансированной и включает паритетное развитие мер не только репрессивно-ограничительных, но и лечебно-профилактических:

  • усиление уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного и наркотического опьянения (часть 1.1 статьи 63 УК РФ);
  • введение комплекса мер, ограничивающих доступность алкоголя потребителю (по времени и месту продаж, по возрасту покупателя);
  • все шире стали развиваться мероприятия по формированию у населения культуры здорового образа жизни.

Все предпринимаемые в совокупности меры ограничительного и лечебно-профилактического характера в сочетании с предусмотренными УК РФ и КоАП[2] репрессивными мерами позволили в последние годы достичь определенных успехов по снижению уровня потребления алкоголя населением и связанных с этим медицинских и социальных последствий:

  • снижение количества употребления алкоголя на душу населения с 18 литров на человека в 2000-е годы до 13 литров в 2016 году;
  • снижение уровня «пьяной» преступности в ночное время как результат введенных ограничений продажи алкоголя в вечерне-ночное время суток;
  • устойчивая тенденция к снижению заболеваемости алкогольными расстройствами;
  • уменьшение количества отравлений от спиртосодержащей продукции.

Но, несмотря на сформировавшиеся позитивные тенденции, проблема злоупотребления алкоголем сохраняет свою социальную значимость:

  • остается одной из основных причин преждевременной смерти людей, снижения трудового потенциала страны, развития огромного числа неинфекционных заболеваний, дисфункциональных семей, детской беспризорности и безнадзорности;
  • сохраняется высокий уровень преступности, связанной с состоянием алкогольного опьянения;
  • остается высоким уровень ДТП[3] с участием водителей транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения.

Клинико-социальный анализ лиц, совершивших правонарушение в состоянии алкогольного опьянения, и правонарушителей, страдающих алкогольной зависимостью, показал следующее:

  • большинство «пьяных» водителей в прошлом уже привлекались, в том числе неоднократно, к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения;
  • большинство лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, совершали их повторно (63,4 %);
  • 80 % правонарушителей-рецидивистов имеют проблемы, связанные с употреблением алкоголя;
  • большинство лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности и имеющих расстройства алкогольного спектра, никогда не обращались за медицинской наркологической помощью.

 Зарубежный опыт применения недобровольных форм лечения лиц с наркологическими расстройствами. Во многих странах мира в целях профилактики «пьяной» преступности наряду с ограничительно-репрессивными мерами используется система недобровольных форм лечения и профилактики:

  • обязательное лечение осужденных от алкоголизма, соединенное с исполнением наказания;
  • обязательное посещение профилактических курсов, помогающих отказаться от пагубного потребления алкоголя (для осужденных без алкогольной зависимости), соединенное с исполнением наказания;
  • широко применяется альтернативное лечение, когда некоторым категориям осужденных вместо отбывания уголовного наказания судом предлагается курс лечения от алкоголизма.

В США и в странах Евросоюза 2/3 больных, находящихся на лечении в медицинских и реабилитационных организациях наркологического профиля, находятся там по решению суда.

Недобровольные формы лечения от алкоголизма в Российской Федерации. Российское законодательство предусматривает возможность применения недобровольных форм лечения только от алкоголизма и только в отношении лиц, привлеченных к уголовной ответственности:

  • обязательное лечение от алкоголизма условно осужденных (часть 5 статьи 73 УК РФ);
  • обязательное лечение от алкоголизма осужденных, соединенное с исполнением наказания (часть 3 статьи 18 УИК РФ)[4].

Основываясь на зарубежном и национальном опыте, в Российской Федерации за последние несколько лет сформирована законодательная система недобровольных мер медицинского характера в отношении наркоправонарушителей:

  • обязательное лечение и реабилитация осужденных от наркомании (статья 72.1 УК РФ) с отсрочкой отбывания наказания (статья 1 УК РФ);
  • обязательная диагностика, профилактические мероприятия, лечение и реабилитация в связи с потреблением наркотических средств без назначения врача (пункт 2.1 статьи 4.1 КоАП);
  • освобождение от административной ответственности лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные статьей 6,9 и частью 3 статьи 20.20 КоАП, если они добровольно обратились за лечением.

По статистике, лица с алкогольными расстройствами, по сравнению с лицам с расстройствами наркотического спектра, в 10 раз чаще совершают правонарушения. Однако в отношении лиц, привлеченных к административной ответственности, КоАП никаких мер лечебно-профилактического воздействия не предусмотривает. УК РФ и КоАП не предусматривают никаких форм недобровольного лечения в отношении «пьяных» правонарушителей.

Большая доля повторных административных и уголовных правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, свидетельствует о том, что предусмотренных законом ограничительно-репрессивных мер в отношении осужденных с расстройствами алкогольного спектра недостаточно, и они не обеспечивают достижения главной цели любого наказания – предупреждение совершения повторных правонарушений.

В связи с этим необходимо законодательное расширение комплекса мер в рамках УК РФ, УИК РФ и КоАП по возложению на правонарушителей по медицинским показаниям обязанности пройти диагностику и профилактические мероприятия, а при необходимости – лечение и медицинскую реабилитацию в связи с пагубным употреблением алкоголя и (или) алкогольной зависимостью.

 

(Внесение изменений и дополнений в некоторые федеральные законы и КоАП) по развитию системы недобровольных форм лечения в отношении правонарушителей с расстройствами алкогольного спектра

 

  1. В УК РФ, наряду с обязательным лечением от алкоголизма условно осужденных (часть 5 статьи 73), предусмотреть обязательный курс медицинских профилактических мероприятий в отношении лиц с пагубным употреблением алкоголя.
  2. В УИК РФ, наряду с обязательным лечением от алкоголизма осужденных (часть 3 статьи 18), предусмотреть обязательные медицинские профилактические мероприятия для осужденных с пагубным потреблением алкоголя.
  3. В КоАП предусмотреть недобровольное медицинское освидетельствование на предмет наличия алкогольной зависимости лиц, неоднократно (более 2-х раз) совершивших административные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения. В случае диагностики алкогольной зависимости определить обязательный курс лечебно-реабилитационных и профилактических мероприятий (по аналогии с потребителями наркотических средств, пункт 2.1 статьи 4.1 и статья 6.9.1).
  4. Предусмотреть по решению суда обязанность пройти лечение и реабилитацию от алкоголизма лицам, в отношении которых решается вопрос о лишении (ограничении) родительских прав (эта обязанность должна быть вменена судом). Необходимо внести изменения в Семейный кодекс РФ и ФЗ-223, статья 70.
  5. Предусмотреть меры недобровольного медицинского освидетельствования лиц, злоупотребляющих алкоголем, ведущих асоциальный образ жизни и представляющих опасность для себя или окружающих, на основании решения суда по заявлению близких родственников или сотрудников правоохранительных органов, с последующим решением (на основании результатов освидетельствования) об обязательном лечении и медицинской реабилитации (по аналогии с ФЗ-313 (?) от 25.11.13 года).

Для реализации данных предложений необходимо внести следующие изменения в законодательные акты Российской Федерации (КоАП, УК и УИК):

  1. Часть 2 статьи 3.8 КоАП: Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет, за исключением срока лишения специального права в виде права управления транспортным средством, который может превышать максимальный период на время, необходимое для окончания срока профилактических мероприятий, лечения и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации от пагубного употребления алкоголя и (или) немедицинского употребления наркотиков и (или) наркомании или алкоголизма[5].
  2. Пункт 2.1 статьи 4.1 КоАП: При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, а также лицу, совершившему административное правонарушение в состоянии алкогольного опьянения, суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) алкоголизма и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и (или) пагубным употреблением алкоголя. Например, это касается ответственности за нанесение побоев (ст.6.1.1 КоАП), распитие алкогольных напитков в запрещенных местах (часть 1 и 2 статьи 20.20 КоАП).
  3. Статья 6.9.1 КоАП: «….уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) алкоголизма и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, на которое судом возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) алкоголизма и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и (или) пагубным употреблением алкоголя…».
  4. В соответствии с частью 5 статьи 73 УК РФ на условно осужденных лиц суд может возложить «исполнение обязанности пройти курс лечения от алкоголизма и курс медицинских профилактических мероприятий в отношении пагубного употребления алкоголя.
  5. В соответствии с частью 3 статьи 18 УИК РФ к осужденным, больным алкоголизмом, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение, а к осужденным с пагубным употреблением алкоголя – курс медицинских профилактических мероприятий.
  6. Предусмотреть по решению суда обязанность пройти лечение и реабилитацию от алкоголизма лицам, в отношении которых решается вопрос о лишении (ограничении) родительских прав (эта обязанность должна быть вменена судом). Необходимо внести изменения в семейный кодекс РФ и ФЗ-223, статья 70.

 

Объекты для данной законодательной инновации: все лица, совершившие административные и уголовные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, в том числе «пьяные» водители и женщины, в отношении которых рассматривается вопрос о лишении их родительских прав.

Данные законодательные меры позволят вовлекать в лечебно-профилактические мероприятия всех правонарушителей, которые совершили уголовные и административные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения:

  • Опыт других стран показал, что эти мероприятия являются эффективной мерой профилактики совершения повторных правонарушений аналогичного типа и направлены на повышение эффективности государственной системы мер по снижению уровня потребления алкоголя и предупреждению связанных с этим уголовных и административных правонарушений.
  • Двухлетний российский опыт применения программы «Точка трезвости» в отношении женщин с риском лишения родительских прав вследствие пагубного потребления алкоголя и алкогольной зависимости показал их высокую эффективность: 1) до 70 % годовых ремиссий алкогольной зависимости; 2) до 80 % случаев сохранения родительских прав.

Прямые ожидаемые результаты реализации данных законодательных инициатив: 1) увеличение охвата наркологической помощью больных с алкогольной патологией; 2) снижение числа уголовных и административных правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения; 3) снижение уровня социального сиротства; 3) снижение уровня суицидов не менее чем на 20-25 %; 4) снижение уровня смертности населения трудоспособного возраста не только за счет снижения показателей насильственной смертности (убийства, самоубийства, ДТП, отравления алкоголем, утопления).

Косвенные ожидаемые результаты: 1) снижение объемов временной нетрудоспособности и инвалидности вследствие общесоматических заболеваний, спровоцированных злоупотреблением алкоголем; 2) снижение смертности вследствие злоупотребления алкоголем и ассоциированных с этим общесоматических заболеваний (гепатиты, панкреатиты, инфаркты миокарда, инсульты); 3) снижение уровня смертности трудоспособного населения не менее чем на 15-20 %.

МККН[6] в своих ежегодных докладах постоянно отмечает, что хотя наркологическую помощь желательно оказывать на добровольной основе, добровольный характер такой помощи не является непременным условием ее эффективности. Успешному завершению лечения может способствовать наличие мощного стимула, и столкновение правонарушителя с системой уголовного правосудия может стать тем условием, которое подтолкнет его к лечению.

[1] Уголовный кодекс Российской Федерации.

[2] Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

[3] Дорожно-транспортные происшествия.

[4] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

[5]  Красным курсивом отмечены предлагаемые к внесению в действующие законодательные формулы дополнения.

[6] Международный комитет по контролю над наркотиками.