Предложения по развитию недобровольных форм оказания наркологической помощи

Предложения НИИ наркологии – филиал ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России депутату Государственной Думы РФ Н.В. Говорину по развитию недобровольных форм оказания наркологической помощи

(31.01.2017г.)

 

Российское законодательство предусматривает возможность применения недобровольных форм лечения от алкоголизма только в отношении лиц, привлеченных к уголовной ответственности.

  1. В соответствии с частью 5 статьи 73 УК РФ на условно осужденных лиц суд может возложить «исполнение обязанности пройти курс лечения от алкоголизма.
  2. В соответствии с частью 3 статьи 18 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ), к осужденным, больным алкоголизмом, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение.

В отношении лиц, привлеченных к административной ответственности, никаких мер лечебно-профилактического воздействия КоАП РФ не предусматривает.

Но большая доля повторных административных правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, свидетельствует о том, что  предусмотренные КоАП  меры наказания несоразмерны совершенному противоправному деянию и не обеспечивают достижения главной цели наказания – предупреждения совершения повторных правонарушений. Это свидетельствует о том, что ограничительно-репрессивных мер по предупреждению злоупотребления алкоголем и развития алкоголизма недостаточно.

Во многих развитых странах уже много лет в комплексе мер по снижению уровня потребления алкоголя населением и связанных с этим медицинских и социальных последствий широко применяется система мер лечебно-профилактического характера в отношении лиц, совершивших уголовные и административные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения и (или) имеющих алкогольную зависимость. Эта система мер предполагает, наряду с установленным законом наказанием по данному составу уголовного или административного правонарушения, наложение судом осужденному обязанности пройти курс лечения по поводу алкоголизма при наличии у осужденного синдрома алкогольной зависимости или обязательный профилактический курс при отсутствии у осужденного алкоголизма.

Число стран, где по решению суда применяются альтернативные лечебно-реабилитационные программы в отношении правонарушителей с наркологическими заболеваниями, постоянно увеличивается: Австралия, Барбадос, Бермудские острова, Бразилия, Ирландия, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, США, Тринидад и Тобаго, Чили, Ямайка, Китай. В одних странах организованы самостоятельные суды (например, наркосуды в США), деятельность которых ограничена только наркоправонарушителями и правонарушителями с пагубным употреблением алкоголя и наркотиков, в других странах все суды могут назначать осужденным меры социальной и медицинской коррекции. Оценка результативности таких судов показывает, что они лучше, чем все другие альтернативы, обеспечивают удержание лиц с пагубным употреблением алкоголя и наркотиков в программах лечения и профилактики.

Основываясь на зарубежном и национальном опыте, в Российской Федерации за последние несколько лет в отношении наркоправонарушителей сформирована законодательная система недобровольных мер медицинского характера, направленная на «понуждение» их к лечению, медицинской и социальной реабилитации:

1) статья 72.1 УК РФ, согласно которой суд при назначении основного наказания осужденному, признанному больным наркоманией, может возложить на него «обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию» (Федеральный закон от 25.11.2013 г. № 313-ФЗ);

2) статья 82.1 УК РФ о возможности предоставления отсрочки от отбывания наказания осужденному к лишению свободы, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, предусмотренное частью 1 статьи 228, частью 1 статьи 231 и статьей 233 УК РФ, и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию (Федеральный закон от 25.11.2013 № 317-ФЗ);

3) пункт 2.1 статьи 4.1. КоАП, согласно которому «при назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах …лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача» (Федеральный закон от 25.11.2013 N 313-ФЗ);

4) примечание к статье 6.9 КоАП, в соответствии с которым освобождаются от административной ответственности лица, совершившие правонарушения, предусмотренные статьей 6,9 и частью 3 статьи 20.20 КоАП, если они добровольно обратились в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

В отношении осужденных с пагубным употреблением алкоголя и страдающих алкогольной зависимостью аналогичной системы мер российским законодательством не предусмотрено:

  • Это ставит в неравное положение осужденных с алкогольными расстройствами и с наркологическими расстройствами вследствие употребления наркотических средств.
  • Нарушается принцип равенства перед законом, установленный статьей 1.4 КоАП. В частности, в соответствии с примечанием к статье 6.9 КоАП освобождаются от административной ответственности лица, совершившие правонарушения, предусмотренные частью 3 статьи 20.20 КоАП («потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах»), если они добровольно обратились в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. В то же время для лиц, привлеченных к административной ответственности за распитие алкогольных напитков в запрещённых законом местах в соответствии с частью 1 и 2 статьи 20.20 КоАП, такая возможность законом не предусмотрена.
  • Большой процент повторных «пьяных» административных и уголовных правонарушений свидетельствует о том, что предусмотренных российским законодательством профилактических мер в отношении осужденных с алкогольными расстройствами недостаточно и они не обеспечивают достижения главной цели любого наказания – предупреждения совершения повторных правонарушений.

В связи с этим необходимо законодательное расширение комплекса мер по возложению на осужденных по медицинским показаниям обязанности пройти диагностику и профилактические мероприятия, а при необходимости – лечение и медицинскую реабилитацию в связи с пагубным употреблением алкоголя и (или) алкогольной зависимостью.

Для реализации этой цели необходимо внести следующие изменения в законодательные акты Российской Федерации (КоАП, УК и УИК):

  1. Часть 2 статьи 3.8 КоАП: Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет, за исключением срока лишения специального права в виде права управления транспортным средством, который может превышать максимальный период на время, необходимое для окончания срока профилактических мероприятий, лечения и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации от пагубного употребления алкоголя и (или) немедицинского употребления наркотиков и (или) наркомании или алкоголизма[1].
  2. Пункт 2.1 статьи 1 КоАП: При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, а также лицу, совершившему административное правонарушение в состоянии алкогольного опьянения, суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) алкоголизма и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и (или) пагубным употреблением алкоголя.
  3. Статья 6.9.1.КоАП: «….уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) алкоголизма и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, на которое судом возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) алкоголизма и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и (или) пагубным употреблением алкоголя…».
  4. В соответствии с частью 5 статьи 73 УК РФ на условно осужденных лиц суд может возложить «исполнение обязанности пройти курс лечения от алкоголизма и курс медицинских профилактических мероприятий в отношении пагубного употребления алкоголя.
  5. В соответствии с частью 3 статьи 18 УИК РФ к осужденным, больным алкоголизмом, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение, а к осужденным с пагубным употреблением алкоголя – курс медицинских профилактических мероприятий.

Объекты для данной законодательной инновации: все лица, совершившие административные и уголовные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, в том числе «пьяные» водители и женщины, в отношении которых рассматривается вопрос о лишении их родительских прав.

Данные законодательные меры позволят вовлекать в лечебно-профилактические мероприятия всех правонарушителей, которые совершили уголовные и административные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения. Опыт других стран показал, что это является эффективной мерой профилактики совершения повторных правонарушений аналогичного типа и направлено на повышение эффективности государственной системы мер по снижению уровня потребления алкоголя и предупреждению связанных с этим уголовных и административных правонарушений.

Двухлетний опыт применения программы «Точка трезвости» в отношении женщин с риском лишения родительских прав вследствие пагубного потребления алкоголя и алкогольной зависимости показал ее высокую эффективность: 1) до 70% годовых ремиссий алкогольной зависимости; 2) до 80% сохранения родительских прав.

МККН в своих ежегодных докладах постоянно отмечает, что хотя наркологическую помощь желательно оказывать на добровольной основе, добровольный характер такой помощи не является непременным условием ее эффективности. Успешному завершению лечения может способствовать наличие мощного стимула, и столкновение правонарушителя с системой уголовного правосудия может стать тем условием, которое подтолкнет его к лечению (Доклад МККН за 1996 и 2007 гг.).

[1]  Курсивом отмечены предлагаемые к внесению в действующие законодательные формулы дополнения